Автоспорт ТВ > Новости > Ралли-кросс > Подиум Тимура Шигабутдинова, первое очко Тимура Тимерзянова и другие ралли-кроссовые новости из Португалии, рассказывает Михаил Афанасьев
Подиум Тимура Шигабутдинова, первое очко Тимура Тимерзянова и другие ралли-кроссовые новости из Португалии, рассказывает Михаил Афанасьев
d85a4e6s-960

Решил не затягивать с обзором стартового этапа чемпионата мира по ралли-кроссу 2016. А выдать краткое резюме почти сразу после того, как посмотрел гонку, скачал нужные фотографии и уже успел прочесть первые комментарии к событию.

track_2

На рисунке сверху — схема португальской трассы
Во-первых, если вы ещё не видели трансляцию, но такое желание есть, то лучше сделать сейчас, а потом уже читать пост дальше. Обозначу некоторые важные тайминги трансляции:
С 1:28 мин — представление трассы и онборд полного круга из машины Сольберга
С 3:10 мин — лучшие моменты первой квалификационной сессии, начинается заездом с участием Тимура Тимерзянова и Себастьяна Лёба
С 4:30 мин — лучшие моменты второй квалификационной сессии
С 9:45 мин — трансляция всех заездов третьей квалификационной сессии, начинается заездом с участием Тимура Тимерзянова и Кена Блока
С 38:35 мин — трансляция всех заездов четвёртой квалификационной сессии
С 48:47 мин — драматический третий заезд четвёртой квалификационной сессии, с участием Тимура Тимерзянова и Себастьяна Лёба
С 01:06:53 мин — начало полуфиналов
С 01:37:15 мин — финал

А теперь начнём краткий разбор полётов. Сразу оговорюсь, что могу ошибаться в каких-то моментах, на данный момент у меня нет полной информации по всем эпизодам, буду говорить о том — что увидел во время трансляции, что знал до её начала и сразу после.

f65a4e6s-960

По поводу выступления Тимура Тимерзянова. Как и все — переживал очень сильно за него, тем более зная подоплёку. Как я уже писал — график подготовки машин к первому этапу в команде World RX Team Austria ощутимо сдвинулся. Причина этому совсем не банальная. Коллектив покинул хорошо знакомый многим раллист и специалист по подготовке машин — Манфред Штоль. А вместе с ним ушёл и ряд важных технических сотрудников. И ещё неизвестно — лучше ли будут новые специалисты, чем «Штоль и его команда».
Тем временем, трём пилотам (Тимуру Тимерзянову, Янису Бауманису и Максу Пухеру) пришлось накануне сезона тренироваться втроем на одной готовой машине, да и самих предсезонных тестов было очень мало. В то время как соперники активно наматывали километры. И только перед самым первым этапом Тимур получил возможность опробовать полностью готовый автомобиль.
С учётом всего вышесказанного, трудно было ожидать от первой гонки чего-то выдающегося. Неудивительно, что по результатам первых свободных тренировок, у Тимерзянова было только 14-е время из 20-ти участников, а у Бауманиса — 18-е. Пухер первый этап пропускал.

9f1a4e6s-960
Ford Fiesta RXS Тимура Тимерзянова

Первые две квалификационные сессии в субботу проходили под дождём. Трасса сильно размокла, а Тимуру пришлось стартовать в первом заезде с довольно сильным составом участников. Достаточно сказать, что все четверо соперников по заезду, по итогам гонки попали в шестёрку лучших — по набранным на этапе очкам. Тем не менее Тимерзянов хорошо стартовал и на втором круге шёл в середине группы. Но в одном из последних грунтовых виражей на его машину опёрся швед Робин Ларссон на Audi A1, и тем самым вытолкал Ford Fiesta RXS Тимура в грязевую ловушку, к тому же рулевая рейка оказалась повреждена и последовал сход.
Ненамного лучше оказался заезд во второй квалификационной сессии. Полностью устранить проблему с рулевой рейкой не удалось и поэтому не получилось показать хорошее время (напомню трасса была сильно раскисшая от дождя, и проблема с рулевым сказалась в полной мере). Тем не менее Тимур финишировал третьим в заезде, но его общее время оказалось только 18-м. А по итогам субботнего дня он продолжал занимать последнюю строчку протокола.

271a4e6s-960
Тимур Тимерзянов прессингует Себастьяна Лёба в заезде первой квалификационной сессии, и теряет на этом время. Вскоре его настигнет Робин Ларссон, чей чёрно-жёлтый Audi A1 уже видно в кадре, и выдавит Тимура в грязевую ловушку

Но унывать — не в правилах Тимура. И он это наглядно показал в воскресенье. В третьей квалификационной сессии у него была самая неудобная стартовая позиция — крайняя слева. Тем не менее ему удалось за счёт скорости и тактики обойти всех соперников по заезду и выиграть его! К сожалению, общее время оказалось только десятым по результатам всей сессии. Дело в том, что трасса с утра была влажной и постепенно подсыхала в течение дня. Соответственно каждый последующий заезд, обычно становился более быстрым.
Успех в третьей сессии позволил Тимуру подняться на 16-е место, в очковую зону и забрезжила надежда попадания в дюжину полуфиналистов. Правда для этого должно было произойти что-то из ряда вон выходящее. И Тимерзянов сделал всё от него зависящее — в течение заезда четвёртой квалификационной сессии он показал абсолютно лучшее время круга всей квалификации! К сожалению, в отличие от Формулы-1 в ралли-кроссе учитывается быстрейший результат не одного круга, а время всего квалификационного заезда.

79fa4e6s-960
Тимур Тимерзянов преследует Кена Блока в заезде второй квалификационной сессии

А начался заезд как раз с коллизии. Как только зажёгся зелёный свет — «Фиеста» Тимура дёрнулась и тут же замерла, произошёл сбой программы старта, она ещё не отстроена до конца. Пилот вскоре бросился в погоню за ушедшими вперёд соперниками и очень быстро догнал замыкающего из них. Да ни кого-то там, а самого Себастьяна Лёба. Однако атаки, в том числе контактные не принесли результата: только пятое место в заезде, одиннадцатое в сессии и шестнадцатое по итогам всех четырёх квалификационных попыток. В копилку турнира было завоёвано одно очко — но это явно не тот результат на который рассчитывал до старта двухкратный чемпион Европы в классе Supercar (ещё один раз он был чемпионом в переднеприводном Super1600). В активе его напарника Яниса Бауманиса — 14-е место.

6bda4e6s-960
На этом снимке можно рассмотреть пять машин пяти разных марок и моделей, родом из пяти разных стран (слева направо): Audi A1 (Германия), Mini Countryman (Британия), Seat Ibiza (Испания), Ford Fiesta (США) и Peugeot 208 (Франция). Приятное разнообразие, которого и близко нет в мировом ралли, а здесь техническая вольница позволяет происходить таким вещам — зрителям нравится

Что касается других итогов. Я надеюсь, вы всё-таки смотрели трансляцию, если не целиком, то хотя бы главные заезды. Поэтому не буду пересказывать саму борьбу. А остановлюсь на тех моментах, которые были мне интересны.
В плане технической составляющей в чемпионате мира был вновь внесён ряд изменений. О них мы побеседовали с Тимуром Тимерзяновым накануне старта сезона. Он положительно оценил изменения. С 2016 года все машины оснащаются электронной педалью газа и стандартизированным электронным блоком управления двигателя. Теперь осталось гораздо меньше лазеек для любителей «похимичить» с электронными системами гоночного автомобиля. Хотя, на первом этапе баланс сил не особо сильно отличался от того, что было на конец 2015 года.

66ba4e6s-960
Андреас Баккеруд наглядно продемонстрировал, что при наличии мастерства, и на довольно крупном Ford Focus RS RX можно бороться с юркими хэтчами класса B+. И это несмотря на дебютную гонку для новой модели, то ли ещё будет

Из новинок отличное впечатление произвёл новый Ford Focus RS RX, недаром машина является фактически заводской и создавалась при участии Ford Performance, а двигатели готовили мотористы из Pipo Moteurs, которые считаются одними из лучших в ралли-кроссовом мире. Норвежец Андреас Баккеруд сходу стал показывать отличные времена, попал в тройку быстрейших на свободных тренировках, стал четвёртым по итогам квалификации. В полуфинальных и финальных заездах он пусть и не бился за победу, но держался очень достойно. И как результат — четвёртая сумма очков по итогам этапа.

e6ba4e6s-960
Одна из самых жёстких схваток с участием Баккеруда произошла в полуфинале, когда он особенно жёстко бился с быстрым дебютантом — Кевином Эрикссоном (красно-белая OMSE Ford Fiesta)

А вот Кен Блок разочаровал. В 2014-м он дважды приезжал на этапы европейского первенства (за год до того, как чемпионат стал мировым) и показывал очень достойную езду: как во Франции, так и в Норвегии, оба раза оказываясь в финалах. Но то были «сухие» этапы и не в высокогорье. А в Португалии на вязком влажном покрытии он смотрелся неважно, неоднократно вылетал за пределы трассы, ехал тоже в довольно странной манере, можно это назвать, как — излишне нервозно. Хотя Кен жаловался, что с его машиной были проблемы, в отличие от автомобиля Андреаса.

c4ba4e6s-960
Кен Блок не брезговал проверять состояние обочин, причём почти в каждом заезде. Но не будем судить строго, в ралли-кроссе он совсем не новичок, и возможно действительно с его машиной были техпроблемы, влиявшие на такую езду, посмотрим — что будет дальше. Пока же — 18-й результат после квалификации
1a7a4e6s-960
Seat Ibiza радует своим дизайном, но не скоростью. Впрочем, латыш Рейнис Нитишс наверняка надеется на прогресс машины по ходу сезона, ведь её одноплатформенники Audi A1/S1 и Volkswagen Polo Mk5 сейчас очень быстры. Такие же надежды лелеет его земляк — Янис Бауманис, напарник нашего Тимура Тимерзянова по World RX Team Austria (вдали на снимке на Ford Fiesta)

В то же время, никто не ждал сенсаций от другой новинки — Seat Ibiza от немецкого коллектива Muennich Motorsport. В её основе проверенные временем агрегаты от Audi A1/S1 и Volkswagen Polo Mk5, но машина была построена довольно поздно, перед самым стартом чемпионата, и не успела пройти полноценную программу обкатки. Сама команда ранее работала с более крупным Audi S3, да и звёзд с неба никогда не хватала. Поэтому никто не удивился, что по итогам квалификации латыш Рейнис Нитишс и немец Рене Мюнних заняли только 15-е и 19-е места соответственно.

cd7a4e6s-960
Британец Лайам Доран известен тем — что может отлично выстрелить в отдельных гонках. Хотя ему сильно не хватает стабильности. Примерно тоже самое происходило в Португалии, когда он то с блеском побеждал в заезде, то приезжал в самом хвосте следующего. Кстати, на Mini Countryman RX он как-то выиграл немецкий этап Global RallyCross Championship, и как раз ближайший этап чемпионата мира пройдёт в Германии

Понравилось, что команда JRM World Rallycross Team вернула в мировой ралли-кросс Mini Countryman RX. При этом они поставили более мощный двухлитровый турбомотор (ранее стоял 1,6-литровый) и британец Лайам Доран в Португалии порой выстреливал довольно хорошо. Так в первой же квалификационной сессии он выиграл заезд и показал шестое общее время. Далее — смог попасть в число полуфиналистов, пусть и занял только пятое место в своём полуфинале.

3cfa4e6s-960
Себастьян Лёб за рулём чего-то отличного от Citroen, едет в соревнованиях — где не обойтись без эффектных боковых скольжений, и нужно постоянно вести контактную борьбу. Многим фанатам автоспорта интересно посмотреть — как Себ проявит себя в таких условиях

А вот форма команды Team Peugeot-Hansen совершенно точно расстроила их болельщиков. Француз Себастьян Лёб не слишком уверенно чувствовал себя на первом этапе, довольно давно он участвовал в ралли-кроссовых заездах топ-уровня. И при этом, Себ стал лучшим в своей команде: как в квалификации — седьмой результат, так и по общим итогам этапа — у него было пятое место в финале и пятая сумма очков за всю гонку.

79fa4e6s-960
Peugeot 208 — новое оружие Себастьяна Лёба

Из остальных пилотов коллектива: швед Тимми Хансен — девятая сумма очков, француз Дэви Женни — 11-я, швед Кевин Хансен — 13-я. А ведь Peugeot-Hansen — победители командного зачёта 2015 года. И год назад, только Тимми был единственным — кто реально боролся с Петтером за чемпионский титул. Впрочем, это только стартовая гонка, а в ралли-кроссе вообще расклад порой кардинально меняется на каждом последующем этапе, тем он и хорош.

23fa4e6s-960
Audi S1 от Экстрема по-прежнему фантастически быстры. Сам Маттиас выиграл квалификационную часть гонки, а Тоомас Хейккинен поднялся на третью ступень пьедестала почёта в финале

По-прежнему очень быстры юркие Audi. И модель S1 от команды Экстрема, и A1 подготовки коллектива Робина Ларссона (с ним же за рулём). Кто знает, может именно пилоты «четырёх колец» будут способны дать настоящий бой Петтеру Сольбергу в борьбе за титул 2016 года.

5c064e6s-960
Робин Ларссон на своей Audi A1 выиграл финальную гонку 2015 года, а на стартовом этапе 2016-го — остановился в шаге от победы

А пока норвежец Петтер Сольберг в очередной раз был быстрее всех на своём Citroen DS3 собственной подготовки (с мотором от Pipo Moteurs). Пусть в субботний день удача была не на его стороне, но как и обычно в самый главный, воскресный гоночный день он умело разобрался со всеми своими соперниками, показав что остаётся царём горы, несмотря на проблемы с финансированием, на приход мощных полузаводских команд. И несмотря на проблемы со стартом в некоторых заездах данной гонки, о чём Петтер не забыл упомянуть в интервью журналистам.

4c5a4e6s-960
Петтер Сольберг (на чёрно-красном Citroen DS3) хорошо стартовал в финале и довёл заезд до блестящей победы, девятой на этапах чемпионата мира по ралли-кроссу
a5a4e6s-960
Что отличает Петтера — он до сих пор наслаждается каждой победой как первой, и умеет праздновать красиво. Недаром его называют Мистер Голливуд — дело не только в постоянной улыбке на его лице))

Главное, что показал первый этап во всей красе — чемпионат совершенно точно будет очень интересным. Добавилось новых машин и пилотов, борьба по-прежнему острая, контактная и непредсказуемая. Вот ещё Лёб скоро освоится, избавятся от детских болезней машины Тимерзянова, Нитишса, Бауманиса, глядишь Блок подсмотрит у Баккеруда — как нужно ездить и тогда ух-х-х. С огромным нетерпением будем ждать следующего этапа, напомню он состоится 6-8 мая в Германии, а ещё через неделю 13-15 мая в Бельгии.
Не забудьте, что по итогам этапов традиционно будут выходить 26-минутные репортажи с эксклюзивными интервью Тимура Тимерзянова от казанской студии БАЕР на каналах ТНВ, Русский Экстрим и АВТО24. А также на ихофициальном ютуб-канале, подписывайтесь.

Положение в чемпионате мира 2016 по ралли-кроссу после первого этапа:

1 car PETTER SOLBERGCITRÖEN DS3 29
2 car ROBIN LARSSON AUDI A1 21
3 car JOHAN KRISTOFFERSSONVOLKSWAGEN POLO 21
4 car TOOMAS HEIKKINEN AUDI S1 20
5 car ANDREAS BAKKERUDFORD FOCUS RS 20
6 car MATTIAS EKSTRÖM AUDI S1 19
7 car SÉBASTIEN LOEBPEUGEOT 208 17
8 car KEVIN ERIKSSON FORD FIESTA ST 12
9 car TIMMY HANSEN PEUGEOT 208 9
10 car LIAM DORAN BMW MINI 8
11 car DAVY JEANNEY PEUGEOT 208 7
12 car ANTON MARKLUNDVOLKSWAGEN POLO 7
13 car KEVIN HANSEN PEUGEOT 208 4
14 car JANIS BAUMANIS FORD FIESTA 3
15 car REINIS NITISS SEAT IBIZA 2
16 car TIMUR TIMERZYANOVFORD FIESTA 1
17 car NICLAS GRÖNHOLMFORD FIESTA ST 0
18 car KEN BLOCK FORD FOCUS RS 0
19 car RENÉ MÜNNICH SEAT IBIZA 0
20 car JOAQUIM SANTOS FORD FOCUS 0
47064e6s-960
На переднем плане — Renault Twingo Тимура Шигабутдинова в заезде на португальской трассе. А чуть поодаль — Lada Kalina 2 под управлением Егора Санина

И в финале несколько слов о проходившем параллельно первом этапе чемпионата Европы в переднеприводном классе Super1600. Там наш Тимур Шигабутдинов смог провести отличную гонку. Ему не слишком повезло на стадии квалификационных заездов: 9-17 места в сессиях, привели только к 10-му общему результату квалификации. Но зато в полуфинале он смог победить, стартовав с последнего третьего ряда! А в финале пусть и пропустил вперёд одного из соперников, после старта с первого ряда, зато всё равно смог посалютовать шампанским на подиуме, бронзовой его ступени. Отличный дебют и надеемся — это только начало!

9b064e6s-960
Тимур Шигабутдинов смог посалютовать призовым шампанским в первой же гонке сезона 2016
f7064e6s-960
А неожиданным победителем португальского этапа стал местный пилот — Марио Барбоса на стареньком Citroen Saxo. С другой стороны — он знает трек как свои пять пальцев, а его автомобиль отлично приспособлен под нетипичные условия высокогорья, в которых находится трасса
13043761_1066681043370824_5208505164837579936_n
По поводу «Калины» под управлением Егора Санина. К сожалению, машину под руководством Дмитрия Брагина собрали только к самой гонке, обкатку она толком не прошла и поэтому итогом квалификационных заездов стало 13 место — в шаге от полуфинала. Зато получены первые очки и позади осталось 19 пилотов. А главное со слов Романа Степаненко:
«Наша новая машина Лада Калина пока была не очень быстра по скорости, но абсолютно не доставила никаких проблем в плане надежности, что не может не радовать:) Ничего ни ломалось, ни откручивалось, ни загибалось, ни отрывалось, ведь именно так все себе представляют машины отечественного производителя?;)«

Чуть больше подробностей об этом зачёте вас ждёт в следующих материалах. Можно также прочесть краткийобзор класса Super1600 здесь и финальной гонки сезона 2015 вот здесь.

Положение в чемпионате Европы 2016 по ралли-кроссу в классе Super1600 после первого этапа:

1 MÁRIO BARBOSA CITRÖEN SAXO 25
2 ULRIK LINNEMANN PEUGEOT 208 23
3 JANNO LIGUR ŠKODA FABIA 23
4 KRISZTIÁN SZABÓ ŠKODA FABIA 22
5 MAGNUS BERGSJOBRENDEN RENAULT TWINGO 18
6 TIMUR SHIGABUTDINOV RENAULT TWINGO 17
7 ONDREJ SMETANA FORD FIESTA 15
8 ERNESTAS STAPONKUS VOLKSWAGEN POLO 13
9 GLENN HAUG CITRÖEN C2 10
10 DMITRII MALAKHOV RENAULT TWINGO 10
11 ESPEN ISAKSĆTRE CITRÖEN SAXO 8
12 RUDOLF SCHAFER PEUGEOT 208 7
13 EGOR SANIN LADA KALINA 4
14 PAVEL VIMMER ŠKODA FABIA 3
15 SIIM SALURI RENAULT TWINGO 2
16 RICARDO SOARES CITRÖEN SAXO 1
17 ARTIS BAUMANIS RENAULT TWINGO 0
18 ADA-MARIE HVAAL CITRÖEN C2 0
19 KASPARAS NAVICKAS ŠKODA FABIA 0
20 ANDRE KURG FORD KA 0
21 MARIO TEIXEIRA FORD FIESTA 0
22 L.LUIGI ŠKODA FABIA 0
23 JOAQUIM MACHADO PEUGEOT 206 0
24 MICHAEL BOAK CITRÖEN C2 0
25 GERGELY MARTON ŠKODA FABIA 0
26 DANIEL NIELSEN PEUGEOT 208 0
27 HELDER RIBEIRO CITRÖEN C2 0
28 MIRKO ZANNI RENAULT CLIO 0
29 ZSOLT SZÍJJ-JOLLY SUZUKI SWIFT 0
30 PHILIP CHICKEN CITRÖEN C2 0
31 ANITRA NILSEN FORD FIESTA 0
32 CRAIG LOMAX CITRÖEN C2 0

Все фотографии, схема трассы, итоговые таблицы — из официальных групп и с сайта fiaworldrallycross, из официальных групп команд участников первенства и пилотов.

До скорого!