АРКТИК ЛАПЛАНД РАЛЛИ 2008



ВИДЕОСПОРТ АВТО

АРКТИК ЛАПЛАНД РАЛЛИ 2008

С.Малимонов
Программа Видеоспорт АВТО начинает автоспортивный сезон! Первый этап Чемпионата Финляндии по ралли. 150 машин за полярным кругом, Сегодня все о перипетиях борьбы в традиционном и популярном Арктик Лапланд ралли 2008 года. В программе Видеоспорт АВТО!

    Есть ли жизнь на Марсе? До сих пор вопрос риторический. А вот за полярным кругом, ну, по крайней мере на финском участке земли жизнь есть и вполне по-современному организована. Добро пожаловать в Лапландию. Самую что ни на есть Родину Санта-Клауса. Непосредственно с Сантой мы обязательно встретимся в нашей программе чуть позже, а пока все же обратим внимание на последние приготовления к старту арктического ралли – первого из трех запланированных зимних этапов открытого финского раллийного чемпионата. В общей сложности не участие в арктическом ралли заявились полуторы сотни пилотов. В это число входят и юниоры, и ветераны (по традиции имеют свои зачеты). Здесь же довольно многочисленный национальный класс, в котором едут не претендующие на высокие результаты пилоты. Ну и основная группа – примерно половина из общего числа заявившихся – представители наиболее популярных зачетных групп: А-5, куда входят пилоты выступающие на самых мощных полноприводных автомобилях, при подготовке которых разрешено множество специальных доработок. N-3 автомобили этой группы оснащены двигателями объемом более 2000 куб см, но технические доработки здесь минимальны, так что можно считать этот класс стандартным. Основная конкуренция здесь между Митсубиси и Субару. Ну и третий по конкурентоспособности зачет – N-2, в нем едут на переднеприводных машинах с двигателями не более 2000 куб см. В основном в этой зачетной группе представлены Хонды. Лапланд ралли обычно проводят два дня, причем каждый из дней считается как отдельный этап Чемпионата, в этом году организаторы зачли участникам только один этап.

    Двенадцать спецучастков общей протяженностью около 220 километров по зимним дорогам Лапландии окрестностях города Рованиеми. Рованиеми примечателен уже только тем, что расположен аккурат на полярном круге Земли. И вот уже 43 года подряд здесь проводят ралли. Арктик Лапланд ралли. Основные действующие лица гонки – тридцать пилотов, оказавшиеся в году прошлом в первых десятках своих зачетных групп. Особое внимание лидерам. В N -3 зачете вновь намечается нешуточное противостояние Юхи Сало и Кости Катаямяки. Оба с хорошим настроением прибыли к стартовому подиуму. Сало отметил замечательную погоду в Рованиеми и выразил желание побыстрее стартовать в новом сезоне, который он, Сало, хочет проехать полностью и победить. С аналогичными планами на сезон прибыл в Лапландию и Кости Катаямяки. Бронзовый призер предыдущего Чемпионата, собрал новый Лансер 9-й эволюции и мечтает вновь выиграть Чемпионат своей страны.

    Не обделен вниманием прессы был и Юсси Вялимяки. Победитель сезона 2007 года в А-5 зачете Вялимяки получил 1-й стартовый номер для своего Митсубиси и соответственно первым спустился со стартового подиума на центральной площади Рованиеми. Официальное открытие ралли состоялось в полдень, но к старту первой серии участники добрались когда солнце готовилось скрыться за горизонтом. Невелик день в заполярье! Среди болельщиков были замечены и Россияне. Изначально в гонке планировали участвовать 4 российских экипажа, но по разным причинам стартовали только два. К теме российской мы еще вернемся, а пока все внимание на трассу.

    Первая секция гонки состояла из трех СУ, протяженность 38 километров. По традиции первыми на трассу выехали пять рейтинговых пилотов группы А-5. Абсолютно лучшее время Юсси Вялимяки в первой секции не показал, однако проехал весьма не плохо и на определенный срок именно его скорость продвижения по трассе была взята соперниками за ориентир. Но, по крайней мере одногруппники Вялимяки, так и не смогли подобраться к его секундам.

    Бронзовый призер сезона 2007 года Ярмо Микконен стартовал в Лапландии на Митсубиси. Традиционно красные цвета команда решила сменить на ярко желтые. Возможно трагический для Микконена финиш на последнем этапе прошлого сезона стал причиной радикальных перемен?! Напомним. Микконен выступал на Пежо 206 WRC и до Чемпионства не доехал всего несколько десятков метров – Пежо встал и не двинулся с места!

    Вот обидно-то, да? Однако эта неудача только продолжила длиннейший список невезений и огрехов Ярмо в течение всей его карьеры. В первой секции Лапланд ралли 2008 Микконен показал стабильно невысокий результат. На всех трех ДОПах был 14-м.

    Арто Юолахти, стартовавший под 4-м номером, прокатил секцию в том же ритме, что и Ярмо Микконен, так что 3-й и 4-й рейтинговые номера группы А прошлого года по соседству расположили свои секунды в рейтинг-листе гонки после 1-й секции.

    Янне Туохино, Арии Виховайнен и Юкка Кетомяки заявились для участия в ралли на автомобилях, подготовленных для WRC. Кетомяки так и не появился в гонке, Виховайнен со своим Фордом Фокус проехал не шибко быстро, но в абсолютную десятку попал, а наиболее приближенным к результату лидера группы А-5 (Юсси Вялимяки) оказался Янне Туохино. Субару Импреза WRC под 5-м стартовым номером только однажды была замечена в неуверенном прохождении виража – далее Туохино только наращивал темп и за 38 километров спецучастков 1-й секции проиграл Вялимяки всего 10 секунд.

    Топ пятерка N-3 зачета стартовала вторым эшелоном. Чемпион 2007 Яри Кетомяя выехал на Субару Импреза WАХ под 7-м стартовым номером. Похоже девятой эволюции Лансер, на котором Кетомяя дважды подряд завоевывал Чемпионство, свое отслужил и пилот решил приобщиться к «Субару движению». Кстати, на последнем этапе прошлого года Кетомяя вполне мог распрощаться с чемпионскими амбициями – на его Митсубиси в середине гонки вышла из строя КПП, но звезды в итоге все же были на стороне Кетомяя, опередившего Юха Сало всего на три очка. В первой секции Лапланд ралли Субару Яри Кетомяя показал высокую скорость, но еще быстрее был опять же один из главных конкурентов – Юха Сало.

    Новой машиной Юха не обзавелся – все тот же Лансер 9-й эволюции красно-стальной расцветки. На всех трех СУ 1-й секции Сало был первым и вполне заслуженно занял 1-е строчки и группового и абсолютного протоколов стартового отрезка Арктик Лапланд ралли. Ближайшими к Сало конкурентами стали Кетомяя и Вялимяки с 11-ю и 13-ю секундами отставания соответственно. Кости Катаямяки стартовал в первой секции уже зная, насколько быстро едут конкуренты. Его новый Лансер 9-й эволюции на 1-м СУ проиграл лидеру 1,5 секунды, но на протяженном 2-м ДОПе Катаямяки проигрывал по 8 десятых секунды на каждом километре, что в итоге вылилось в 18тисекундный дефицит.

    Третий ДОП секции отодвинул Катаямяки еще на 6,5 секунд, так что в своей зачетной группе N-3 Кости добыл только 4-й результат, а в абсолютном рейтинге занял 6-ю позицию. Быстрее Катаямяки в первой секции оказался другой представитель N-3 зачета Матти Рантанен. Чемпионат 2007 года этот пилот завершил на 6-м месте, так что его можно считать вполне боеспособным в чемпионате года нынешнего. Желания, и как видим, везения у Рантанена предостаточно. Чего не скажешь о Кристиане Солберге. Солберг стартовал на Фиате Гранде Пунто Супер 2000. Это единственная машина такого класса, заявленная в Лапланд ралли. Первый скоростной участок Солберг прокатил с третьим временем, но на втором ДОПе его Фиат попал в плен снежной обочины трассы. Самостоятельно выбраться не представлялось возможным. Да и с помощью лесных братьев – болельщиков вернуться в гонку удалось не сразу. Мимо места схода Солберта успели проехать Тимо Майнпаа на Октавии WRC и Кари Али-Рантала на Лансере 7-й эволюции. Оба представители группы А-5, причем Али-Рантала обладатель серебряного титула 2007 года. А вот Юкке Хилтунену проскочить не удалось – Солберг тронулся с места аккурат за пару-тройку секунд до появления на этом вираже очередного соперника. Так парочкой пилоты и доехали до финиша ДОПа – дороги в Лапландии узкие, так что пропустить если даже хотел Солберг, то никак не мог.

    Российский экипаж Соколов – Миркотан стартовал под 53 номером. Митсубиси Лансер 9-й эволюции команда Сайрус в этом сезоне хочет выставлять на все этапы Финского Чемпионата. Кроме этого в планах команды участие в ралли США, нескольких этапах WRC. Ну а в первой секции Арктического ралли Сайрусцы привезли 51-й абсолютный и 22-й групповой результат. Скромно, однако, на финише Игорь Соколов вполне удовлетворен ходом гонки. Так же в зачете N-3 должен был стартовать казанский экипаж команды ТАИФ. Однако при прохождении шейк-дауна татарстанский Митсубиси отказался беспроблемно работать, так что было принято решение не испытывать судьбу и не выезжать на неисправной машине. Также не появились на трассе машины Ивана Миронова и Александра Шумского, так что в гонке кроме Игоря Соколова участвовал еще только один экипаж – в зачете N-2 на Хонде ехали Андрей Юшин и Анастасия Селиванова – их результат 1-й секции 58-й в абсолюте. Лидерами после прохождения первой секции Арктик Лапланд ралли стали пилоты А-5 и N-3 зачетов: Юха Сало, Яри Кетомяя, Юсси Вялимяки, Янне Туохино, Матти Рантанен и Кости Катаямяки. Двадцатиминутный сервис, во время которого окончательно стемнело, и пришло брать старт во второй секции 1-го дня гонки. На судейских позициях разжигают костры – так теплее, если учесть, что столбик термометра к вечеру опустился к 20 градусной отметке, да и заметнее в кромешной заполярной тьме. Места для болельщиков, а их честно говоря, было сов сем немного, тоже обозначились. Самими же болельщиками. Все в новогоднем стиле – что уж тут? Лапландия как никак. Правда в леса подались немногие – основная масса предпочла все же быть поближе к цивилизации. А вот пилотам предстояло проехать около семидесяти километров ночных дорог – непростых дорог.

    В группе лидеров ничего существенного не изменилось по итогам 2-й секции. Понятно, что локальные позиционные перестановки случались, случаются и будут случаться, ведь это гонка. Но в глобальном плане лидеры только подтвердили свой класс. В частности, Юха Сало проехал вторую секцию также уверенно, как и первую. Он был быстрее всех на самых протяженных ДОПах и только на 4-х километровом позволил себе расслабиться – занять вторую позицию.

    Финиш первого для арктического ралли, как вы понимаете, был имени Юхи Сало – 36,4 секунды преимущества перед ближайшим преследователем говорят сами за себя, а пилот не без удовольствия общается с прессой.
СИНХРОН Юхи Сало
Все очень хорошо, день выдался просто отличный, я показал прекрасное время. Я счастлив. Проблемы? Ну была одна, когда машина чуть подзадержалась на старте шестого ДОПа, но это проблема несущественная.

    Яри Кетомяя, чье отставание от Юхи Сало после 1-й секции было около 10 секунд, во второй как минимум не прибавил. Хотя и показал второй результат, но приблизился к Сало не сумел. Большим прогрессом на этой стадии гонки отметился Кости Катаямяки. На 1-м промежуточном финише дня, как вы помните, его новый Митсубиси Лансер 9-й эволюции был только шестым в абсолютном рейтинге, теперь же Катаямяки поднялся на третью рейтинговую строчку. Впрочем, на финише второй секции Кости заметно недоволен тем, как складывается для него гонка.
СИНХРОН Катаямяки
Не все так хорошо, как хотелось бы. На каждом сервисе нам приходилось менять настройки, которые меня полностью не удовлетворяют. Одним словом ищем взаимопонимания с новой машиной.

    Как бы то ни было, а сразу 4 преследователя зачета N-3 по итогу 1-го дня Лапланд ралли заняли верхние строчки протоколов. Четвертым, подтянувшимся наверх, стал Матти Рантанен. Он сумел отыграть у Вялимяки во второй секции больше 10 секунд. Что касается лидера зачета А-5, Юсси Вялимяки, то во второй секции ему было заметно неуютно, так что результаты на ночных ДОПах фиксировались в отрицательной прогрессии: 4-й ДОП -6-й, 5-й – 11-й, 6-й только 9-й. Однако действующий Чемпион не был склонен категорически драматизировать ситуацию. Равно как и Яри Кетомяя
СИНХРОН Кетомяя
Да лидер гонки Юха Сало, и это свершившийся факт, но завтра будет новый день, так что посмотрим, как все сложиться. Что касается россиян – участников, то в ходе 2-й секции неподфортило Андрею Юшину – он выбыл из гонки. Зато до финиша добрался Игорь Соколов. Уставший, но удовлетворенный пилот команды Сайрус довольно эмоционально комментировал события 1-го дня Арктик Лапланд ралли 2008 года. Сто два километра СУ преодолели экипажи в первый день гонки. День следующий в дистанционном плане на 14 км протяженнее, так что с вечера подготовит технику категорически необходимо успеть. Среди автомобилей – участников мы заметили паритетный Форд, принадлежащий, судя по всему, клубу «Санта Клаус моторспорт». Хотя позже сам легендарный Санта Клаус в интервью нашей программе ответил, что участвовать в ралли ему не приходилось – он чаще всего передвигается на летающих оленях, которые быстрее чем Аэрофлот (кусочек синхронна без комментариев про Аэрофлот) Резиденция Санта-Клауса – одна из достопримечательностей Рованиеми. Здесь находится механизм, якобы способный корректировать движение, а точнее скорость вращения земной оси. Узнав, что мы из России Санта тут же выразил желание быть гостем нашей страны на следующий новогодний праздник. А подарков у зарубежного Деда Мороза всегда мешок (без комментариев перечисляет подарки)

    Ну и как без приглашения на ралли. Санта-Клаус приглашает всех, причем гонки в Рованиеми модно устроить и на собаках, и на оленях, и впрочем пора уже остановиться на автомобильных гонках. Тем более что участники Арктик Лапланд ралли уже готовы взять старт в утренней секции второго дня гонки.

    Пока не взошло солнце пилоты преодолели 27 километров, распределенных на 2 СУ, Утреннее пробуждение пилотов N-3 зачета было заметно активнее, чем соперников из группы А-5. Юсси Вялимяки и компания по итогу секции уступили уже 5 первых позиций абсолютного зачета. К тройке лидеров (Сало, Кетомяя, Катаямяки) теперь присоединились Тииму Арминен и Ярко Никара. Если от Арминена такого ускорения ожидать было вполне логично (как-никак в прошлом году Тииму был 5-м в Чемпионате), то Никара может записать себе в актив старт в новом сезоне, тем более что предыдущий Чемпионат ему явно не удался. А вот восьмой по порядку ДОП Лапланд ралли Никара даже выиграл, чем, собственно, и способствовал своему продвижению вверх. Кости Катаямяки, хоть и продолжал грешить на настройки автомобиля, но дважды привез вторые времена, и теперь его отставание от Яри Кетомяя исчислялось всего 6-ю секундами. Кетомяя, в свою очередь, на 7-м и 8-м ДОПах финишировал с 4-м временем и пока сохранил за собой вторую протокольную строчку. Юха Сало, увеличив свое преимущество над ближайшим конкурентом до 44,6 секунды теперь уже многими рассматривался, как 1-й претендент на победу в стартовом этапе Чемпионата Финляндии 2008г.

    Финские мужчины настолько суровы, что могут сутками находиться в лесу зимой! А наиболее суровые из суровых и вовсе из леса не уходят, таская за своими снегоходами передвижные домики без особых удобств. Чего только не придумают отъявленные ралли – болельщики.
СИНХРОН Соколов:
Мчали-мчали, а все финны нас объехали … тренируемся..) Лучшего места для тренировок и не придумаешь, пожалуй. Согласимся с пилотом команды Сайрус, но спортивный результат для некоторой части пилотов был в Лапландии важнейшим. Четвертая секция гонки была во-первых, самой светлой, во-вторых самой протяженной и в-третьих, определяющей в ралли в целом. 86 км были разделены на 3 СУ. Каждый из них в отдельности представлялся пилотам из верхней части таблицы как важнейший. Победа Юхи Сало на 9-м, 30-ти километровом ДОПе оставила конкурентам чисто теоретические шансы. Да бывало и в карьере Сало не раз, что без пяти минут победитель вдруг сходил с дистанции, так что в ралли надежды питают до финиша на завершающем СУ, хотя сам Юха Сало уже после 9-го ДОПа вполне логично предположил для себя не рисковать до окончания гонки.

    Противостояние Яри Кетомяя и Кости Катаямяки на 9-м ДОПе сложилось в пользу действующего Чемпиона. Кетомяя удалось увеличить свое пока серебряное преимущество до 14,5 секунд, видимо, всерьез Катаямяки напугал соперников в предыдущей секции. Вот и штурман Кетомяя Микка Тейсконен суперсерьезен в комментариях.. Кости Катаямяки, похоже, к концу гонки нашел таки взаимопонимание с новым автомобилем – 10-й и 11-й СУ выигрывал именно он. Уверенный в себе подсократил свой дефицит времени перед Кетомяя до полутора секунд! Вот вам и достойный пример самообладания. Четвертая секция практически не оставила шансов пилотам группы А-5 претендовать хотя бы на одну, бронзовую позицию. Вялимяки, Виховайнен и Юолахти – такая тройка была сформирована внутри группы и эта троица была существенно ближе других к своему зачетному подиуму. Юсси Вялимяки, как показалось, в течение всего второго дня перестраховывался, чтобы не упустить свое групповое лидерство, оставив претензии на главенство в ралли в целом.

    Это уже далеко не первый случай, когда автомобили мощного класса выступают вторым номером в финских ралли. Причем не зависимо от времени года. Так по окончанию 11-ти из 12-ти СУ Лапланд ралли в 1-й десятке значились 6 пилотов зачета N-3 и 4 группы А-5. Кроме уже упомянутых отметим еще трех стандартников, и все они заметьте выступали на Лансере 9-й эволюции: Марко Какко. Восьмой номер прошлогоднего рейтинга финского N-3 зачета начал гонку, как говориться, пешечком, а к финишу бежал уже что есть силы. Пека Кески-Корсу. В Чемпионате 2007 года он замкнул десятку свого зачета, заработав немного очков и пропустив половину этапов. Иоанис Пападимитрио. Грек с британским паспортом как правило едет все зимние финские гонки, доезжает до финишей правда не всегда, но если доезжает, то в очковой зоне. Так что его шестая групповая и 9-я абсолютная позиции вполне заслужены. Ну а замыкает 10-ку самых успешных пилотов Арктик Лапланд ралли Кари Али-Рантала. Перед заключительным четырехкилометровым ДОПом он уже не имеет возможности быть в призерах своей группе, но без очков, как видим, тоже не останется. Равно как эта финская девушка без кусочка поджаренной на костре колбаски. Здорово, не правда ли провести день в зимнем лесу, чувствуя себя приобщенным к происходящему здесь же раллийному драйву! (можно подборку из зрителей – костросжигателей)

    Стемнело, однако. 12-й заключительный ДОП Лапланд ралли, как мы уже отмечали, был протяженностью 3 км 700 метров. Много отыграть на таком коротком отрезке трассы естественно невозможно. Так что основная интрига была, пожалуй, в очной дуэли претендентов на серебро этапа – Яри Кетомяя и Кости Катаямяки. Они стартовали после Юхи Сало, который уже на финише принимал победные поздравления. Кетомяя проехал ДОП на секунду с лишним быстрее Сало, так что Катаямяки ничего не оставалось, как рисковать, чтобы быть в итоге выше своего оппонента. И Катаямяки ускорился. Да так, что объехал конкурентов на 4 секунды, хоть надо было только на парочку быть быстрее. Секунда с километра дистанции – это много, так что серебро Кости Катаямяки можно считать наградой за волю. Пусть не к полной победе, но победе над обстоятельствами как минимум. У российских представителей в Финском Чемпионате своя победа – финиш среди тридцати лучших местных пилотов в таком трудном, но интересном ралли – тоже победа, да и пользы в накоплении опыта не мало.
СИНХРОН Соколов:
почему мало Россиян?
Ну а мы на последок еще раз отметим победителей в двух наиболее популярных зачетных группах. В зачете А-5 лучшими стали Арто Юолахти, Арии Виховайнен и Юсси Вялимяки. В зачете N-3, а также в абсолютном запервенствовали Яри Кетомяя, Кости Катаямяки и Юха Сало. Автомобиль победителя не Боливар, выдержит, как видим, не только экипаж. А кроме кубков триумфов в оленьи шкуры приодели да и панты ветвистые на долгую память вручили. В общем все по заполярному. Ну и конечно куда ж в Лапландию без Санта-Клауса? Судя по всему, теперь число поклонников нашей программы стало как минимум на одного больше
СИНХРОН Санта:
Видеоспорт хорошо! Вы смотрели 1-е Финское ралли 2008 года Это Видеоспорт АВТО. Всем удачи, всем побед!

    BAER(c)2008

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4