ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ 2003 ГОДА


Интервью с Радиком Шаймиевым

     То, что раньше даже в нашем могучем Советском Союзе казалось невозможным, немыслимым, сегодня стало реальностью. Российский пилот Радик Шаймиев - чемпион Европы по автокроссу.
    Легких побед не бывает даже в российском кроссе. В европейском - попасть, в бронзовые призеры в свое время удалось только Борису Котелло, за которым стояла вся мощь АвтоВАЗа. Но не зря говорят: нет пророка в своем отечестве. Есть и у нас желающие объяснить все тем, что чемпионский автомобиль - это чудо техники со сверхмощным мотором. Нет. Были "на Европе" моторы и помощнее, а машины поновее и посовременнее. Просто за победой, помимо собранного по крупицам опыта и мастерства, стоял скрупулезный анализ стратегии и тактики, и точный расчет и в подборе машины, и в выборе шин. И эта, уже вторая победа наших автоспортсменов на чемпионате Европы подтверждает, что прорыв, совершенный автогонщиками нашей республики, вовсе не случайность.
О Чемпионате, о машине, о шинах, о планах на будущее и о многом другом рассказал Радик ШАЙМИЕВ шеф-редактору "Автомобиля" Андрею ЛЕБЕДЕВУ.
- Начнем с завершившегося чемпионата. Что запомнилось больше всего? Какие эпизоды были решающими?
- Самым запоминающимся стала сплоченность российской команды. Это импонировало. Ребята все болели за российский автоспорт. Никто не думал о разделении, что есть гонщики от Татарстана, от России. Все боролись единой командой.
Ну, а по этапам… Были, конечно, свои нюансы. Например, когда в Житованах аннулировали результаты. Хотя решение комиссаров, наверное, было правильным, потому что безопасность водителей - это не самое последнее. А так, не знаю, почему-то легко все пошло. Просто полет какой-то. Были сбои, но это только подстегивало.

- Видимо, одним из таких сбоев была "крыша", или, говоря гражданским языком, переворот, в Пршерове. Кстати, что там произошло на самом деле?
- После этой "крыши" я думал: все - из этой ситуации будет выбираться сложно. Но, как это бывает в самых критических ситуациях, мобилизуешься. Конечно, спасибо механикам, которые быстро восстановили машину, и потом пришлось бороться, правда, уже с последнего ряда, но, как я говорил, экстремальные условия подстегивают, мобилизуют силы. Почему так получилось? Считаю это своей ошибкой. Я уже ехал вторым и просто начал "хулиганить". Решил посмотреть "на будущее", как можно пройти этот поворот быстрее, изменил траекторию и налетел на достаточно серьезную яму на большой скорости - выбило руль и машина сразу на бок. В общем, это был эксперимент, но я понял, что в гонке лучше не экспериментировать.
    Кстати, если говорить о критических ситуациях, то по-настоящему поволноваться заставила последняя гонка в Италии, потому что там из такой ситуации пришлось выезжать... Там заявились 90 участников в трех классах. Когда мы выехали на контрольные заезды, перед нами полностью залили трассу водой. Естественно, что даже мы, лидеры чемпионата, не показали хорошего времени. А когда вторую тренировку дали на время, после 90 машин, которые выбили трассу, естественно, опять никто не показал хорошего времени. У меня это первый раз за сезон, когда я показал то ли 18, то ли 12 время. И меня уже начало лихорадить. В первой квалификации с третьего ряда пришлось вылезать. Но там опять все залили передо мной, а тут еще отказала щетка с водой. Пока стеклоочиститель работал, вроде бы начал воевать, но когда стекло залепило… Вторая квалификация - опять третий ряд. Вот тут какая-то дрожь прошла, чувствую, надо вылезать. В финал надо было попадать любой ценой. Если бы не попал в финал, под вопросом было бы мое чемпионство. Но ничего, в итоге вроде бы нормально отъездил.

- Многих интересует чемпионский автомобиль. Что это за машина? Как вообще происходил выбор автомобиля?
- Это раллийная машина, машина бывшего двукратного чемпиона Австрии, мощностью 460 л.с. Единственное, что мы сделали, - сняли все причиндалы, принятые в ралли. То есть то, что неомологировано в кроссе - вискомуфты, электронику. Когда я выбирал машину, предлагались очень серьезные автомобили. Брат, например, выбрал Пежо - автомобиль очень сильный и динамичный. И в ралли он себя прекрасно зарекомендовал. Но я очень люблю подходить ко всему основательно. Насколько я знаю, Тойота провела 25 лет в ралли. Я считаю, более надежной машины просто нет. Они 25 лет каждый узел машины методично дорабатывали. И это сказалось, за весь сезон у нас больших проблем не было, кроме турбины и мотора, потому, что нагрузка очень серьезная. Для раллийных машин нагрузки, конечно, не такие большие, но для кросса это очень серьезная нагрузка.

- А механики как, справлялись с иномаркой?
- Да! Отдельное спасибо механикам, потому что они иногда просто творили чудо. Был, конечно, консультант - немец, который проработал не один год в команде Тойоты в мировом ралли. Вот ему огромное спасибо, потому что основные мозги были там. Он просто научил наших механиков работать с иностранной техникой.

- Не секрет, что для успеха в автоспорте очень часто решающую роль играет правильный выбор шин. Как осуществлялся подбор шин?
- Меня здесь уже прозвали профессором, дескать, и землю потрогает, и резину на зуб попробует, а все потому, что подбор шин считаю очень важным. Неважно, какая мощность у автомобиля, 500 или 420 сил, важно крутящий момент на землю передать. Связующее между мотором и землей - это шины. Я считаю это основа! Вот были на чемпионате Форды Пума, они же все за 500 сил. У Резниченко - 520 сил, другая - где-то 540. А у нас - 460. Но мы Бауску выиграли там, где две Пумы участвовали, и Нова Пака тоже наша. Я считаю, что основное - это передать момент на землю. Где-то грели, где?то еще что-то, но не буду все рассказывать. Не хочу всех секретов выдавать.

- То есть не "в лоб" все делалось? А то у некоторых существует иллюзия, что так все просто на еврокроссе - купил автомобиль помощнее, выехал и приехал первым?
- Ну, нет, конечно, нет. Если говорить о шинах, то это - эксперименты по резке резины, подбор по ее нагреву и, конечно, сложнейший выбор, на какой именно выезжать на этом покрытии и при такой погоде. Но сейчас уже все отработано. Иногда за счет резины привозишь себе по полторы, по две секунды. Только за счет правильно выбранных шин. Но я работаю с Пирелли. У меня не было Мишлен. Мой подход заключается в чем? Я видел много гонщиков, которые имели и Пирелли, и Мишлен, и Бриджстоун, и еще что-то, но для работы в таком кратковременном чемпионате, я считаю, достаточно какой?то одной фирмы. Лучше быть уверенным. Когда очень большой выбор, то сложно определиться и легче ошибиться.

- Как начиналась карьера в автоспорте? Как формировалось мастерство?
- Я заразился от брата. Год или полтора за ним наблюдал. Не люблю с наскока что?то делать, мне нужна почва под ногами. Год смотрел, присматривался: "Ага, очень интересно, надо попробовать". Где-то в 97-м начал с "восьмерок", а потом потихоньку втянулся. Главный девиз: "Победишь себя - победишь всех". Это внутренний мир ваш, где-то страх, где-то вредные привычки. Ну, а мастерство? Это сложный вопрос.

Хорошо, что начали в свое время с российского кросса, потому что очень много шишек набили, поняли, как ведет себя машина, что вообще можно делать, нащупали грань между опрокидыванием и правильным выходом из поворота. Очень много наблюдал. Очень много видеозаписей делали - смотрели, как ездят мастера: Кахишвилли, Забродин, Петрухин - знаменитые в свое время мастера. Без их опыта, наверное, ничего бы не получилось. А потом было одно тестирование с чемпионом Турции - раллистом. Полный привод для машины - это нужно просто почувствовать, потому что если экспериментировать самому, потеряешь год. А вот его уроки за три дня, я считаю, меня очень многому научили. Он показал, как ехать и быстро и безопасно. Он говорил: "Ищи грань, ты должен пройти по самой грани". Мне повезло, что в прошлом году я захватил часть этапов, потому что появилось представление обо всех этих трассах. Но первый год, это вообще сумасшествие было. Трасса Ново Пака - это такие перепады высот! Когда я доезжал, мне говорили - что ты так медленно едешь? Я говорю - ребята, я же живой человек, я нормальный человек, я не идиот! Идиот, он может не бояться. То, что там происходит, это страшно, но тот опыт очень помог в этом сезоне.

- Кого из коллег можно отметить как сильных соперников?
- Если нашу сборную брать, то, безусловно, Резниченко. У него просто сумасшедший опыт по европейскому чемпионату, но ему не везло потому, что новая машина. Новая машина - это всегда "кот в мешке". Первые этапы, когда она у него работала, он ездил очень агрессивно, прямо дух захватывало. Видно было, что он классно ездит, но потом начались проблемы с техникой. У иностранцев классно ездят чехи Петрик и Брожек. Очень амбициозные гонщики. Они иногда даже не смотрят, просто бьют и едут дальше. Есть отдельные гонщики, которые хорошо чувствуют себя дома. Мигель Маура, например, в Португалии. Тоже очень амбициозный - не думая разворачивает. На своей трассе - делай что хочешь. Очень нравятся Гинс Буянс и Алдис Зебергс из Прибалтики. Прибалты всегда были хорошими гонщиками. Мне просто езда их очень нравится. Я, к сожалению, никогда не видел Аурелиуса Семашко. Все говорят, что он великолепный пилот.

- Часто шутят, что после таких побед уже можно уходить из большого спорта. Какие сейчас планы на будущее?
- В следующем году хочу попробовать в ралли. Мы подняли автокросс на достаточно высокий уровень - европейский уровень, доказали, что умеем ездить. И пока есть возможность, я считаю, что какую-то дорожку надо протаптывать в ралли. Молодежь дойдет до европейского автокросса очень быстро, потому что есть проторенная дорога. Им надо будет идти дальше. Нельзя останавливаться.

Также Вашему вниманию предоставляется видеоклип "О пилотах России трехкратных чемпионов Европы по автокроссу" (размер 12 мб)

    BAER(c)2003

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4