РАЛЛИ КЕСКИ-ЮУСИМАА, ФИНЛЯНДИЯ / КЕРАВА 2008



ВИДЕОСПОРТ АВТО

С.Малимонов

    Чемпионат Финляндии по ралли после продолжительного перерыва возобновляет движение! Студия БАЕР и программа Видеоспорт представляет 4-й этап Суоми ралли Чемпионата 2008 года. Ралли Кески-Юсимаа – первый летний этап сезона обостряет борьбу за лидерство и возвращает интригу. Подробности прямо сейчас в программе Видеоспорт. Итак, без малого трехмесячный перерыв в Чемпионате Финляндии по классическому ралли завершен. Изголодавшиеся по официальным стартам пилоты сполна отблагодарили организаторов отличной посещаемостью. Около полутора сотен экипажей заявились на участие в 4-м этапе Чемпионата страны. Каждый пятый экипаж из этого числа представлял наиболее популярные и престижные зачетные группы А3 и N2. Практически все пилоты, кто в трех этапах зимней части Чемпионата попадал в зону приобретения рейтинговых очков (напомню, с января по март состоялись три этапа) прибыли в Керава, чтобы перешагнуть экватор сезона. В 2008 году 7 этапов включил в себя раллийный Чемпионат Финляндии. Так лидером зачетной группы N-2 на момент старта 4 этапа Суоми-собрания являлся многократно заслуженный Юха Сало. Даже не смотря на сход в предыдущей гонке, Сало опережал своих основных конкурентов Кетомяя и Катаямяки на 8 и 5 очков. Так что улыбаться перед стартом Юха имел все основания. Экипаж Шаймиев-Кафаров был единственным от России представленным в N2. Напомним летний спектр Финского Чемпионата россияне едут на Пежо 207 Супер 2000.
СИНХРОН Радик:
все хорошо, быстрая гонка, машина в порядке.

    Первые семь стартовых номеров в ралли Кески-Юусимаа достались представителям N2 зачета. Так право первым ехать гонку удостоился уже упомянутый нами Юха Сало. В первой секции ралли, включившей в себя два СУ общей протяженностью около 30 км, Юхе Сало не удалось задать себе лидерский ритм. Если первый 7-ми километровый ДОП Сало вроде бы прошел уверенно – быстрее всех в своем классе, то на втором, существенно протяженном, результат Сало был только седьмым в абсолюте и 4-м в зачете N2. Это обстоятельство констатировало, во-первых, наличие более чем 5-6 достойных конкурента для Юхи, а во-вторых, возможно не слишком удачные настройки Митсубиси многократного финского Чемпиона. Визуально, по крайней мере, ехал Сало здорово. Без серьезных помарок по ходу 1-й секции.

    Кости Катаямяки – второй в рейтинге N-2 зачета после трех этапов Чемпионата. В отличие от соперников по тройке лидеров (Кетомяя и Сало) Кости непременно финишировал в зимней стадии Чемпионата. Другой вопрос, что не всегда с хорошими показателями. Так или иначе, а Кетомяки по-прежнему стремиться к победе в нынешнем Чемпионате. Первая серия ралли Кески-Юусимаа ровненькой для Катаямяки не сложилась. Довольно много он потерял на стартовом ДОПе, но все-таки на второе место в группе наездил, опередив Сало на секунду с лишним.

    Победитель предыдущего этапа Яри Кетомяя принимал старт под № 3. Его Субару Импреза WRX в первой серии продемонстрировала стабильность. И на первом и на втором ДОПах Кетомяя показывал 4-е время, что в итоге и вылилось в лидерство в зачете N2. На 2 секунды быстрее Катаямяки и на 4, чем Сало. Впрочем, в символическую сборную 1-й секции можно отнести еще и Кристиана Солберга. Митсубиси Лансер 9-й эволюции команды Блю Роуз стартовал под 20-м номером, но показал в первой секции отличный результат. Всего 4,2 секунды отставания от лидера группы после 2-х ДОПов и заслуженная 4-я позиция «Красного дьявола»

    Нельзя не отметить блестящего дебюта Кайла Пиномяки. В этом сезоне он только раз доехал до финиша этапа в числе вознаграждаемых очками пилотов, но стремление к лидерским высотам у Пиномяки очевидно. Вот и в дебюте ралли Кески-Юусимаа Пиномяки сумел показать пятое групповое время – лучшее, к примеру, чем у Матти Рантанена. Рантанен стартовал 5-м, а приехал с 6-м результатом. Однако Рантанен известен тем, что зачастую прибавляет по ходу гонки, так что сюрпризов от Рантанена ожидать можно в любой момент. Не стоит забывать и то, что Матти в этом сезоне дважды завоевывал бронзовый этапный подиум, а это, как ни крути, серьезный показатель.

    Ярко Никара – представитель крепкого среднего звена зачета N2. На втором и третьем этапах он проявил характер и в сложнейшей конкурентной борьбе доезжал до финиша 4-м. В Керава Никара проявлять волю и крепость характера пришлось уже с начала ралли. Не самое удачное приземление после прыжка на трамплине закончилось ударом о дерево. Хорошо еще, что 9-й эволюции Лансер угодил в лес задней частью кузова. Да потерял прилично Никара, но самостоятельно смог запустить двигатель и продолжить движение. Причем одну из веток того дерева Никара благополучно довез до финиша СУ. Вот только на этом благополучие Никары закончилось – похоже не прошел даром удар в лесу, и пилоты приняли решение закончить гонку после 1-й секции.

    Заметим, тот самый трамплин стал серьезным испытанием для многих участников ралли. Кто-то выкручивался из ситуации относительно успешно, но были и серьезно потерявшие на этом месте экипажи. Как, например Йони Никко. Митсубиси под 32 номером стартовым слетел с траектории при приземлении и был вынужден икать выхода на трассу через бугристую обочину, заросшую травой. Долго отряд добровольцев помощников вытаскивал из канавы автомобиль Никко. В общей сложности Никко потерял здесь около 8-ми минут, но остался в гонке.

    Российский экипаж команды Таиф стартовал 47-м по счету. В ралли Кески-Юусимаа автомобиль, подготовленный по классу Супер 2000 был только один - из Казани. Как таковой практики у Таифовцев перед 4-м этапом ЧФ было немного. После того как зимнюю часть сезона Р.Шаймиев проехал на Митсубиси Пежо, по сути, был задействован по серьезному только в одной гонке – ралли Таллин. Определенно недостаток тонуса сказался в дебюте ралли и Таифовцы всю первую секцию искали оптимальный для них ритм. Прибавляя по ходу движения по ДОПам к финишу секции уже можно было говорить об устойчивом прогрессе в своей зачетной группе россияне были быстрее сразу нескольких экипажей. Открытием гонки можно было считать пилота зачета А3 Ярмо Микконена. После того как ветеран пропустил 3 этапа Чемпионата многие посчитали, что Ярмо уже не поедет сезон на Родине. Но Микконен восстановившийся после чудовищно-драматичной для него концовки Чемпионата 2007 года снова в строю и если поедет так как в Керава, то еще поспорит за подиум сезона. Ярмо Микконен после 1-й секции лидирует в ралли Кески-Юусимаа и в своей зачетной группе и в абсолюте.

    Второй результат из представителей А3 зачета завоевал Юкка Хилтунен – он проиграл Микконену 3 секунды, третий по сету Юкки Кетомяки – обратите внимание, все трое быстрейших этой группы до старта 4-го этапа не значились в списке лидеров сезона. Где Юолахти, Виховайнен, где Вялимяки, в конце концов? Чемпион последних двух лет Юсси Вялимяки в первой секции оказался обладателем 4-го группового результата, а отставание от Микконена составило ужасающие 37 секунд. Вот вам и интрига гонки.

    Завершая разговор о первой секции ралли Кески-Юусимаа, отметим второй российский экипаж в Финском этапе. Андрей Юшин и Анастасия Селиванова проехали секцию с 18-м результатом в своей зачетной группе N1 переднеприводных автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см

    Вторая секция ралли предполагалась непротяженной. Два ДОПа и пятнадцать километров в сумме. Особенность этой секции заключалась в том, что существенную часть маршрута экипажам предстояло ехать по асфальту. Комбинация из постоянно меняющегося покрытия определенно усложняла пилотам задачу добиться максимально возможного результат. Не случайно, после финиша секции многие говорили, что промахнулись с выбором покрышек.

    Откровением второй секции стали результаты 1-го номера гонки. Юха Сало привозил на финишные отметки ДОПов результаты 4-го десятка. 37-е и 35-е времена отбросили Сало на 7-ю позицию в группе N-2. В парке Юха, не смотря на все проблемы, не отказывался от интервью.
СИНХРОН Сало:
Да, вроде бы после 1-й секции надо было ускоряться, чтобы не отпустить соперников, но посыпались проблемы одна за другой и теперь мы имеем то, что имеем, однако гонка еще не закончена.

    По-прежнему самым стабильным пилотом N2 зачета остается Яри Кетомяя. Лидер группы прокатил оба ДОПа в тройке лучших результатов и сохранил за собой первую строку группового протокола.
СИНХРОН Кетомяя:
Мы хорошо и уверенно едем, уверенно-серьезно говорил Кетомяя после финиша секции. Мне нравиться, как экипаж работает и пока оценка нашей работы соответствующая.

    Однако сколь бы то ни было заметного преимущества над соперниками по стандартной группе Яри Кетомяя в 2-х секциях не достиг. Да, Юха Сало далеко теперь, но пора пилотов буквально наступают Кетомяя на пятки. Кости Катаямяки, к примеру, только 2 десятых секунды теперь проигрывал лидеру группы. В Финляндии не редки случаи, когда победитель и по сотым долям определяется, в любом случае после 2-х секций Катаямяки добился права считаться одним из претендентов на победу СИНХРОН Кости: Ничего страшного в том, что я пока не первый. Главное, что есть шанс зацепиться за победу – рассуждал Кости Катаямяки на сервисной паузе.

    Пока, кстати, Катаямяки еще не побеждал в текущем Финском сезоне. Не побеждал и Кристиан Солберг, впрочем, и финишировал только в одном из трех зимних финских ралли. Однако вероятность его присутствия на подиуме возросла в разы. После неудач Юхи Сало и благодаря своим локальным успехам, Солберг вплотную подобрался к Катаямяки и Кетомяя. 1 секунда от лидера группы – это более чем приемлемый результат после 2-х третей гонки.
СИНХРОН Солберг:
С банкой рекламируемого напитка в руках Кристиан не скрывает удовлетворения тем результатом, которого достиг на этой стадии ралли. Я надеюсь, что и в ближайшем будущем для нас все будет хорошо – пожелал себе Солберг.

    В пятерку быстрейших пилотов N2 зачета определились по ходу 2-й секции также Матти Рантанен и Марко Какко. Теоретически их отставание от лидирующей тройки было небольшим, однако оно было. 12 и 16 секунд еще отыграть нужно умудриться. Впрочем, доехать в зоне очковых приобретений тоже хороший результат. Уж лишними зачетные баллы точно не будут. Для российского экипажа группы N2 вторая секция ралли Кески-Юусимаа сложилась не более успешно, чем первая. Позже пилот команды ТАИФ Радик Шаймиев отметил недостаточную концентрацию в процессе прохождения СУ, однако психологическое состояние пилотов в автоспорте напрямую зависит от технического состояния автомобиля. Как и отмечалось, не все в Керава попали в точку с выбором покрышек, вот и Таифовцы оказались в числе тех, кому не хватило надежного сцепления колес с покрытием – разноплановым покрытием маршрута ралли.
СИНХРОН Радик:
Колеса не очень, тормозим, едем с такими ощущениями.

    Если уж об ощущениях рассуждать, то у второго российского экипажа в Керава приключения повеселей были. Андрей Юшин уступавший в зачетах по ходу второй секции, что говориться, наплутался вдоволь. А все по тому, что Настя Селиванова – штурман экипажа потеряла ориентиры легенды.
СИНХРОН Юшин:
Полдопа ехали, не могли найти
СИНХРОН Настя:
да мне стыдно.

    Что ж, бывает. Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Но вот кому в действительности не представилось повода стыдиться, так это паре пилотов зачетной группы А3. Мощные Форд и Пежо во второй секции только упрочили свое лидирующее местоположение в абсолютном зачете ралли Кески-Юусимаа.

    206-й Пежо Ярмо Микконена в очередной раз показал стабильно высокие времена и по праву остался во главе рейтинга. Юкка Хилтунен очень постарался, чтобы лидер не смог оторваться настолько, чтобы величаться единоличным. Четыре секунды – столько теперь имел в дефиците Хилтунен и вполне позитивно мог настраиваться на борьбу в решающей стадии ралли. Ну а сам лидер, умудренный опытом, но так за все карьеру ни разу не ставший Чемпионом Финляндии, теперь осторожно рассуждает о своих шансах на победу, явно намекая на то, что в ралли все может перевернуться с ног на голову, если кому-то чуть-чуть не повезет.

    Ралли, как известно, проводиться по дорогам общественного пользования, благо что еще не все дорожки в Европе асфальтом закатали. Грунтовые в Финляндии соединяют множество хуторков и поселков, в которых, понятное дело, проживает значительная часть населения Страны 1000 озер. Так вот само по себе раллийное мероприятие на определенное время ограничивает свободу транспортного передвижения населения в тех пунктах, близ которых проложен маршрут гонки. Без согласования, конечно, никто мимо финского дома сто пятьдесят машин не погонит. Все с разрешения жителей, но случаются моменты, когда возникают незапланированные проблемы. Т.е. форс-мажор. Так заключительная часть ралли Кески-Юусимаа была сокращена до 3-х СУ в связи с тем, что кому-то из местных жителей потребовалась скорая медицинская помощь, а здоровье человека превыше всего. Дабы не препятствовать проезду карет скорой помощи, организаторы оперативно исключили из планов один СУ. Понятно, что некоторое время понадобилось, чтобы оповестить участников и болельщиков, но все отнеслись к проблеме с пониманием. Итак, пилоты 4-го этапа ЧФ по ралли в третьей секции гонки близ города Керава, что в свою очередь не далек от столицы Финляндии Хельсинки.

    Группа N2. Ожидаемого обострения борьбы за победу между тремя претендентами не произошло. Яри Кетомяя третью секцию гонки проехал ровно, стабильно, быстро, так что увеличил свое преимущество, причем до серьезного показателя – без малого 20-ти секунд. Вот уж не зря говорят – стабильность признак класса.
СИНХРОН Кетомяя:
В этой группе, чтобы выиграть надо ехать на грани риска. По всей видимости, я к этой грани был сегодня чуть ближе своих соперников, заявил Кетомяя после финиша. А еще мне кажется, я сумел подобрать правильное сочетание покрышек для этого ралли – и вот результат.

    Кости Катаямяки. Напомним, после 2-х секций он проиграл Кетомяя всего 2 десятых секунды. Однако все три ДОПа заключительной секции ралли Катаямяки проиграл лидеру и в сумме эти поражения составили, как уже отмечалось, около двадцати секунд.
СИНХРОН Катаямяки:
это очень хороший результат – немного растерянно рассуждал Кости после финиша. Но и неплохой, с другой стороны. Все-таки второе место оставляет мне шансы продолжить борьбу за победу в сезоне.

    Уж если говорить об обострении борьбы, то между Катаямяки и Солбергом как раз таковая и наблюдалась на протяжении третьей секции. Перед последним СУ Кристиан Солберг имел шансы обойти Кости Катаямяки – 0,9 секунды дефицита вполне отыгрываемы на восьми километрах ДОПа. Но не дотянул Солберг. Совсем немного, но не дотянул 1 секунда и 8 десятых – столько выиграл у него Катаямяки. В любом случае, для Солберга ралли Кески Юусимаа – лучший старт сезона.

    Заработанного багажа на 1-й и 2-й секциях ралли хватило Матти Рантанену, Марко Какко и Кайлу Пиномяки для того, чтобы, разумеется, на итоговых позициях с 4-ю по 6-ю. Другими словами, не позволить Юхе Сало реабилитироваться за провальную 2-ю секцию. К чести Сало, он вовсю пытался исправить ситуацию и отыграл около 20 секунд, но этого оказалось недостаточно, чтобы подняться выше седьмой строчки протокола зачетной группы N2.
СИНХРОН Сало:
Это конечно не тот результат, на который я рассчитывал в Карева. 7-е место для меня, как вы понимаете, сродни поражению. Но если учитывать то количество технических проблем, которые свалились на нас по ходу гонки, то завершить ралли, да еще и с очками. Наверно, я должен быть рад тому, что приобрел хотя бы эти 4 очка – логично рассудил Юха Сало после финиша.

    Казанский экипаж Шаймиев-Кафаров в третьей секции тоже столкнулись с проблемами технического плана. На старте ДОПа пилот услышал нездоровый треск, который в последствии пропал, но машину начало устойчиво тянуть в сторону. Намечавшееся было соперничество за 15-ю позицию с Эркки Кайконеном, т.о. не состоялось. Таифовцы финишировали шестнадцатыми в 4-м этапе финского раллийного Чемпионата Финляндии 2008 года.
СИНХРОН Радик:
крык, тянет машину так, и доехали, всех с финишем.

    Финишировал в Керава и Андрей Юшин в зачетной группе N-1 россиянин остался 13-м из 14 финишировавших пилотов. Бывало и лучше, но, как известно, на ошибках учатся.

    Ну а теперь об абсолютно лучших. По ходу зимней части Чемпионата мы констатировали возросшее преимущество пилотов группы N2 над более мощными собратьями А-3 зачета, в котором зачастую едут автомобили, подготовленные для WRC. Первый летний этап финского сезона показал, что рано списывать со счетов этих полноприводных монстров. Ярмо Микконен и Юкка Хилтунен – эти два мастера значились на первых двух строчках абсолютного протокола ралли Кески-Юусимаа. Для обоих еще раз отметим, эти результаты лучшие в сезоне. Юкка Хилтунен в феврале завершил 2-й этап на 3-м групповом месте, а на 2-х других этапах не финишировал, так что после этой гонки он взлетел на 6-ю строчку рейтинга группы А-3. Ярмо Микконен и вовсе первую официальную гонку в зачет Чемпионата Страны ехал и сразу в дамки, как говориться. Тяжеловато, конечно, Микконену догнать одногруппников, но еще три этапа впереди.
СИНХРОН Микконен:
после финиша Микконен, конечно же, не обольщался достигнутым, но то, что ветерану приятно ощутить себя победителем, после того, как некоторые его поспешили списать со счетов.

    Лидер А3 зачета Юсси Вялимяки, после того как для него не задалось начало гонки, постепенно нашел оптимальный для себя ритм и подтянулся до третьего группового результата.
СИНХРОН Вялимяки:
с загадочной хитрецой Вялимяки уверенно списал относительную неудачу на покрышки. Не угадал, мол, ребята с колесами вот и не победил. Но в следующий раз обещаю все будет гораздо лучше!

    Поводом для спокойствия Вялимяки, несомненно, стал еще больший провал основного конкурента в чемпионской гонке – Арии Виховайнена. Пробитое колесо во второй секции лишило его надежды на приобретение максимально возможного количества очков. Тем не менее, Виховайнен финишировал. Последним, 12-м и за 12 место 2 очка все же положено. Так что соперничество между Виховайненом и Вялимяки на оставшихся этапах предполагается жарким.

    Ну а пока время поздравлять победителей 4-го раллийного Суоми-собрания. Все потрудились на славу, а лучшие получили награды. Так было, так есть и так будет. Совсем скоро в программе Видеоспорт смотрите подробности пятого этапа ЧФ по ралли в рамках традиционного ОКей Ауто ралли в Коуволе.

    Всем удачи…

    BAER(c)2008

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4