РАЛЛИ ВААКУНА (МИККЕЛИ) 2009/ ФИНЛЯНДИЯ



ВИДЕОСПОРТ АВТО

    Итак, добро пожаловать в город Миккели - один из крупных населенных пунктов восточной Финляндии. В его окрестностях пролегли маршруты семи финальных скоростных участков Ваакуна ралли 2009 – второго этапа Чемпионата Финляндии по классическому автомобильному ралли. В параде-представлении приняло участие порядка 130 экипажей, что для Финляндии вполне обычно.

    С 2009 года Финский Чемпионат сократил количество зачетных групп. Так, роль фаворита теперь официально исполняет группа N – зачет автомобилей с объемом двигателя больше 2000 см(3) с минимальным количеством доработок. Пилотов этой группы еще называют «стандартниками».

    Мощной полноприводной группы А, в которой раньше заявлялись в Чемпионат и автомобили WRC как таковой больше нет. Для тех пилотов, что по каким-то причинам не пересели в кресла N-групповых машин, был организован специальный зачет Кубка Финляндии. Причем, стартовые номера автомобили- монстры получали из 7го десятка. На задворки, что говорится. Впрочем, к этому все и шло последние несколько лет. Но это не значит, что ралли что-то потеряло – наоборот, как всем кажется, конкуренции стало больше, как и число пилотов, высококвалифицированных и мотивированных на победные результаты…

    Думается, для многих экипажей первый финальный старт сезона состоялся именно в Миккели. Итак, организаторы предложили участникам 7 оригинальных спецучастков общей протяженностью около 100 километров и два сервиса между тремя секциями гонки.

    Юха Сало – чемпион 2008 года и лидер после 1го этапа 2009 года первым отправился покорять три скоростных участка 1й секции ралли Ваакуна. И все вроде бы для Сало складывалось нормально – он выиграл 1й ДоП с преимуществом в полсекунды у известного конкурента Кетомаа… На втором проиграл ему же, но на 2 десятых меньше… А вот на заключительном отрезке секции надежды Юхи Сало запылали пламенем… причем в прямом смысле слова… Пламя из-под капота Лансера 9й эволюции ничего хорошего не сулило, так что экипаж был вынужден сойти с дистанции…

    Кости Каталмяки, тот самый, что обещал мчаться по ДоПам ралли в 1й секции с задачей не справился… Для начала он проиграл лидеру (на тот момент Юхе Сало) 3,5 секунды… На 2м СУ его отставание составило уже 17 с лишим секунд и даже 4й финиш на третьем ДоПе не спас ситуацию

    Уравновешенный перед стартом Яри Кетомаа в первой секции Ваакуна ралли оказался самым стабильным пилотом, равно как и самым успешным… После того, как из гонки самоисключился Юха Сало, результат Кетомаа стал лидерским – отсюда и настроение приподнятое на финише 3го ДоПа.

    Экс-чемпион Финляндии и серебряный призер 2008 года в группе А Юсси Велимяки стартовал четвертым по порядку… Теперь в его распоряжении N-групповой Лансер 9й эволюции – уже добывший пилоту 13 очков в зачет Чемпионата на 1м этапе. По ходу 1й секции Велимяки на 2х ДоПах был в тени конкурентов, но победа на заключительном, причем 24х километровом скоростном участке буквально окрылила Велимяки.

    Еще один представитель расформированной группы А – Юкка Кетомяки сезон начинает на Мицубиси Лансер 10й эволюции. В Ваакуна ралли стартовали три экипажа на 10х Лансерах, но Кетомяки получил наиболее высокий стартовый номер... Результат его прохождения 1й секции не был быстрым 7е, 6е и 5е время на ДоПах – это пара десятков секунд отставания от лидеров, так что на финише Кетомяки не горел желанием общаться с журналистами…

    А вот Кристиан Солберт от общения с прессой не отказывался, даже если дела не складываются настолько хорошо, как хотелось. На трех ДоПах 1й секции Солберт заработал 2-6х и 1-5й финиши..

    Обратил на себя внимание в 1й секции гонки Яркко Никкара. Этот пилот, похоже, из тех, кому зимой едется легче – вот уже не первый год львиную долю сезонных очков Никкара добывает на зимних этапах. Вот и в Миккеле Никкара уже в дебюте гонки дважды финишировал третьим, так что значился перспективным.

    Немного меньшими перспективами, но обладал после прохождения маршрута 1й секции 7й пилот в N-групповом рейтинге – Тиму Арминен. Как и в прошлом сезоне ставка сделана на Субару!

    Бронзовый призер чемпионата 2008 года в группе А Юкка Хилтунен расстался со своим Фордом Фокусом WRC и пересел в Пежо 207 Sport. Стартовал Хилтунен 12м, однако, до финиша секции не доехал, т.о. уже на 2х подряд этапах Юкка не набирает очков в зачет Чемпионата…

    Особым вниманием со стороны болельщиков был обласкан Кими Райконен. Пилот команды Ferrary, дважды чемпион мира среди пилотов формулы 1 в программу подготовки к новому сезону включил этапы раллийного Чемпионата Финляндии…

    Кроме Хилтунена и Райконена на автомобиле класса Super 2000 в гонке принимал участие и пилот казанской команды ТАИФ Радик Шаймиев. Пежо 207 Sport из столицы Татарстана стартовал 31м. В сезоне 2008 года, напомним, в N-групповом рейтинге Шаймиев разместился на 16й строчке… Теперь в объединенном с пилотами группы А, россиянин как раз 31й в списке. Определенно не все получилось в дебюте гонки при Миккели.

    Мало того, что маршруты после 3х десятков машин были разрыты, а зачастую приходилось ехать в колее… так еще и на 3м ДоПе секции пришлось наблюдать большое количество сходов участников. Движение в таких случаях выбирается осторожное и небыстрое… Так что неудивительно, что к финишу 1й секции машина команды ТАИФ добралась в колонке из нескольких автомобилей…

    Да, вертолеты зря кружить над трассой не будут. Значит, слишком много серьезных сходов случилось. Кстати, одним из тех, кто завершил участие в гонке в 1й секции стал Денис Гродецкий. В его активе только 2 пройденных спецучастка. Сергей Угер, Андрей Юшин и Григорий Березкин финишировали и многие потихонечку.

    Получасовой сервис разделил 1ю и 2ю секцию ралли Ваакуна. Вторая треть гонки состояла из двух спецучастков общей протяженностью 27 км 600 метров. Эту дистанцию уже не пройдут два лидера: Юха Сало и Кости Каталмяки. Сало сошел, Каталмяки решил прекратить участие уже по прибытии в сервис-зону. Так что, Яри Кетомаа теперь единоличный лидер после первого круга. По ходу второй секции Кетомаа еще и упрочнил лидерство, увеличив отрыв от ближайшего преследователя еще на пару секунд. И это не смотря на то, что Кетомаа проиграл 4й скоростной участок… Автором локальной победы под лидером гонки стал уже упомянутый нами Ярко Никкара. Похоже, Ярко действительно в этом сезоне намерен выступить ярко. С 1м финишу на 4м ДоПе он добавил третье время на 5м спецучастке и… после 2х секций ралли Ваакуна определился в компанию пилотов, которые имели шансы на попадание в призовую тройку… Таковых по ходу 2й секции осталось пятеро.

    Юсси Велимяки - победитель 3го ДоПа хотя и не продолжил победного шествия, однако и проиграл соперникам немного. Во второй секции Велимяки был 3м и 2м, так что если не на победу, то на второй финиш в ралли рассчитывать имел право.

    Кристиан Солберт заметно прогрессировал во второй секции. Оба ДоПа он завершил с 4м временем.

    10й эволюции Лансер Юкки Кетомяки буквально наступал на пятки Субару Имкрус Солберта. По-прежнему из новых эволюшенов, участвующих в ралли Ваакуна - его лучший. Хотя, еще двое обладателей десятки от Мицубиси выступают вполне достойно. Кари Али-Ронтана и Рику Тахко – соседи в текущем рейтинге гонки и между собой борются за место в конечной первой десятке ралли. Али-Ронтана, правда, мог быть и повыше, но пробил колесо не задолго до финиша 4го ДоПа и добирался до отметки на трех целых – естественно, потерял прилично. Тахко же, наоборот, остался стабильным, поэтому пока в протоколах он повыше Али-Ронтаны.

    Вторая секция Ваакуна ралли стала наиболее проблемной для экипажей. Особенно для тех, кто стартовал в третьем десятке и позже…

    Пробитых колес столько было… что порой экипажи место искали, где приостанавливаться, чтобы заменить поврежденную часть боевой машины. В числе пострадавших от финских камушков оказался и казанский, команды ТАИФ. Причем, потеряв возможность контролировать движение автомобиля Шаймиев и Кафоров были вынуждены долго откапывать машину, которая как постамент взгромоздилась на огромный снежный сугроб… Так что тем, кому камни наносили удары ближе к финишу, да на прямых участках, можно сказать повезло. А вот наши откопались уже ближе сумеркам. О продолжении участия в гонке речи в тот момент не велось… Так что в гонке осталось на ходу три экипажа из России. Все они замыкали протоколы, но у всех свои задачи и цели.

    37 километров заключительной секции Ваакуна ралли 2009 года… Лидер – Яри Кетомаа еще перед стартом в секции был замечен в разминке… Возможно, и она помогла Яри убедительно преодолеть два ДоПа, и на обоих показать лучшее время. Ближайшим конкурентам Кетомаа привозил от 6ти и более секунд, что не оставило шансов никому из соперников даже мечтать о том, чтобы достать лидера…

    Юсси Вялимяки перед стартом 3й секции ралли ехал с дефицитом в 40 секунд, так что на победу претендовал вряд ли, однако грозился на прощание показать всем пример... Не получилось. 7й и 3й финиши, это конечно неплохо, но в примеры не годится… С более, чем минутным отставанием от лидера, Велимяки теперь и в тройку мог не попасть…

    Солберт остается 4м, Кетомяки 5м. А вот Яркко Никкара в Миккеле действительно порадовал… Он на ДоПах 3й секции меньше всех проигрывал Яри Кетомаа, от того и сохранил за собой вторую финишную строчку протокола.

    Однако супервзлет Яркко Никкары так и остался в истории ралли Ваакуна лишь вспышкой. После окончания гонки, технические комиссары выявили ряд нарушений со стороны Никкары и дисквалифицировали пилот...

    А вот Кими Райконену попасть в 10ку 2го этапа Финского раллийного Чемпионата не суждено было… На 6м ДоПе (предпоследнем в ралли Ваакуна) звезда формулы-1 как и многие другие закопался в сугробах и доехал да финиша гонки с 17м результатом. Говорящим Райконена болельщики увидели только на церемонии чествования участников ралли… где Кими признался, что получил много необходимых эмоций, которые наверняка помогут ему успешно стартовать в формульном сезоне…

    После финиша ралли Ваакуна из трех, добравшихся да центральной площади города Миккели российских экипажей отыскать удалось только Григория Березкина и Виктора Тимковского. Они по традиции были всем довольны и в возвышенных формах размышляли и финских ралли и величие автоспорта.

    Объемы спортивного счастья каждый определяет для себя сам. Основная масса пилотов, участвующих в ралли (финских, российских – без разницы) счастливы уже только от того, что они частица мощного автоспортивного движения, популярного во всем мире…

    BAER(c)2009


Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4