NESTE RALLY/ЮВЯСКЮЛЕ РАЛЛИ 2008



ВИДЕОСПОРТ АВТО

С.Малимонов

    Студия БАЕР и программа Видеоспорт представляют Несте ралли 2008 года. Признанный деликатес в меню Мирового раллийного Чемпионата. Своего рода рождественский пирог, отведать которого завсегда почетная миссия. Новые детали 9-го этапа Чемпионата Мира по ралли прямо сейчас в программе Видеоспорт

    Начало августа для большинства раллийных болельщиков Европы – особенное время. Время ехать в Финляндию на этап Чемпионата Мира, долгое время именовавшиеся «ралли 1000 озер», а теперь более известный как Neste ралли. Название сути не меняет – финский этап по прежнему остается на вершине раллийного рейтинга уже который десяток лет и считается одним из определяющих в сезоне. В первую очередь для тех пилотов, что конкурируют в борьбе за подиум. ТОПовым пилотом WRC грех жаловаться на невнимание прессы – попасть в число официально аккредитованных журналистов на Несте ралли, по меньшей мере, архисложно, однако нет тех лимитированных мест, куда не прорвется мотивированный российский журналист, так что целая телевизионная бригада от студии БАЕР стала очевидцем событий финского раллийного августа 2008 года и все наиболее интересное из увиденного сегодня в нашей программе.

    И в первую очередь мы по-традиции обратим внимание на тех пилотов, которые не взирают голливудскими улыбками с обложек журналов, но искренне горят желанием проявить себя в настоящей гонке уровня 5 звезд, коей и считается Несте ралли. Из полутора сотен участников только треть экипажей едут в зачете Чемпионата Мира. Кроме основной группы WRC драйверов, юниоров и пилотов группы продакшн-car добрая сотня машин попала в заявку, обозначенную как другие пилоты. Так вот в числе других ехали Несте ралли представители 15-ти стран Европы!. Пять российских машин – а это 3% от общего количества – пилотировались Евгением Вертуновым, Радиком Шаймиевым, Евгением Аксаковым, Денисом Гродецким и Сергеем Герасимовым. Все они успешно преодолели своеобразный пролог большого ралли – параллельные заезды, свидетелями которых стали десятки тысяч зрителей. Своеобразным показателем перспективы напряженности в гонке можно было считать несколько заездов с участием машин разного уровня, техподготовки. В частности Супер 2000 Пежо 207 Радика Шаймиева встретился в очном поединке со Шкодой WRC Юкки Метсалы. И победил с заметным преимуществом. Болельщики аплодировали стоя.

    Некоторые из них, порою высаживали радостный десант за пределы зоны болельщиков, так что секьюрити приходилось восстанавливать статус кво. Особо эмоциональными в 1-й спортивный вечер были латыши и австрийцы. Их сектор засветился в объективах видеокамер. Но уже вначале второго дня ралли Несте австрийское представительство понесло тяжелую утрату – амбициозный Андреан Айгнер прекращает участие в гонке. Причем Айгнера угодило слететь с трассы в одной из 1000 озер страны Суоми, австрийский Митсубиси отправляется домой одним из первых.

    Неповезло в дебюте второго дня ралли.

    Ярко Никара – финский пилот заметно прибавил в этом сезоне, но с Несте справиться не удалось. Однако сразу несколько других финнов, не из числа основного Мирового рейтинга, достойно проехали первый день домашнего WRC этапа. 132 километра дорог на СУ определили лучшим Юху Сало. Лидер финского Чемпионата в группе N, Сало не значился в числе постоянных участников Чемпионата Мира, но заявившись в группу "продакшн каров", показал себя с наилучшей стороны. 16-я позиция в абсолютном зачете после трети гонки лишний раз подтвердила высокий уровень мастерства Юхи Сало. Тот же Юхо Хеннинен не обремененный последние 2 года национальным первенством, уступал Сало по ходу второго соревновательного дня и в итоге проиграл 11 секунд. Чуть больше отстали от своего «маячка» Яри Кетомяя, Юсси Вялимяки, Тииму Арминен, однако эти пилоты прочно обосновались в двадцатке абсолюта. Если прибавить к уже перечисленным финнам Микко Хирвонена и Матти Рантанена, то получится, что каждый третий пилот топ 20-ки представитель страны Суоми. И это не удивительно, ведь, как уже не раз говорилось, в родных местах, полях, оврагах финнам почти нет равных. Не случайно, за всю историю проведения ралли 1000 озер победителей – иностранцев можно пересчитать по пальцам одной руки. Кстати, четырехкратный действующий Чемпион Мира Себастьян Лоеб в июле в одном из интервью открыто заявил, что уже не надеется выиграть в Финляндии. Хотя по ходу гонки у многих сложилось впечатление, что это был психологический маневр Себа в соперничестве с Миккой Хирвоненом перед стартом в Несте ралли 2008 года. По крайней мере, по итогу 11 СУ Лоеб значился первым в рейтинге и опережал своего основного конкурента в Чемпионской гонке на 14,4 секунды!. Позже Хирвонен грешил на неисправность ручного тормоза, но в ралли все технические нюансы либо идут на пользу, либо вредят.

    Порядок выхода на старты ДОПов был следующим 1-я группа, затем группа продакшн, третьими выезжали юниоры и только потом незачетники WRC. Отличные показатели пилотов зачета продакшн во многом обусловлены тем, что стартовали они вторыми и грунт не был еще серьезно потрепан. Два российских экипажа в этом сезоне едут в зачет Чемпионата Мира. Евгений Вертунов – Георгий Трошкин. Субару. Чемпионы России 2007 года много ездят зарубежных гонок и, не смотря на относительно юный возраст, имеют хороший опыт интернациональных ралли. Составить конкуренцию финнам, конечно, не получилось, однако 13-е место в зачете N-4 на фоне пока труднообъяснимых проблем с мотором вполне нормально.

    СИНХРОН Вертунов: может будет и лучше.

    Второй российский экипаж, заявившийся в группу «продакшн кар» Евгений Аксаков – Александр Корнилов. Их Лансер 9-й эволюции по ходу двух дней гонки был медленнее, чем Вертуновский Субару. Как бы то ни было, а москвичи не последние в рейтинге после 11-ти СУ, но третьи в своеобразном российском зачете. Второй показатель у экипажа казанской команды ТАИФ. Радик Шаймиев и Тимур Кафаров стартовали в Несте ралли на Пежо 207 Супер 2000. Для Шаймиева первое участие в Финском этапе Чемпионата Мира закончилось аварийным сходом. В 2007 году этот же Пежо едва не улетел в речку, встретив на обочине огромный камень. Теперь на финише второго дня гонки Радик Шаймиев не многословен, но настроен бороться до последнего.

    СИНХРОН Шаймиев:тяжелая гонка.

    А бороться, как вы понимаете, было с кем. Любой из списка той же группы N-4 достойный соперник. Тем более что многих Шаймиев и Кафаров знают по Финскому Чемпионату, да с прибалтами не раз приходилось ехать. В частности года 3 назад в зачете Литовского раллийного Чемпионата Шаймиев имел в прямых конкурентах Витаутаса Шведаса. Это его 9-й эволюции Лансер приветствуют литовские болельщики на лесной обочине. По ходу ДОПов второго дня ралли Несте Шведас прилично ехал, но с отставанием, скажем от Вертунова на 24 секунды. Что уж говорить о финнах-лидерах группы N-4. Еще раз напомним, именно они задавали тон в гонке во главе с Юхой Сало. Для Финляндии, кстати, традиционно одним из главных вопросов для экипажей был, есть и будет подбор покрышек. Частенько пилоты жалуются, что не угадали с резиной. Участники этапа WRC едут на шинах Пирелли и по происшествии 2-х дней особых восклицаний в их адрес не прозвучало. Тот же Юха Сало, отвечая на вопрос о покрышках заметил.

    СИНХРОН:по большому счету мне все равно на резине какой марки ехать. Главное, чтобы была возможность контролировать свое движение на СУ. Пока мне это удается, так что выводы делайте сами.

    Справедливости ради заметим, что некоторые попытки оппонировать по поводу моношины были, но.. ответ в таких случаях со стороны властьимущих простой – не хочешь?, не едь!. Та же ситуация в этом сезоне и в Европейском ралли-кроссовом Чемпионате наблюдалась. Но если в WRC Пирелли вроде бы с объемами справляется, то в ERC Авон больше проиграл от сделки с ФИА, чем сделал бизнес. Но раз уж решили уровнять в какой то степени шансы конкурентов – так тому и быть. Вот вам господа пилоты моношины, монотопливо, гоняйтесь себе на здоровье. Но вернемся к событиям второго дня раллийного в Ювяскюля.

    Что касается еще двух российских машин, участвующих в Несте ралли 2008, то они были заявлены в зачет N-3. И Денис Городецкий и Сергей Герасимов ехали на Фордах Фиеста. ST и финишировали 65 и 78 соответственно в абсолютном зачете ралли. Среди N-групповых Гродецкий и Герасимов 29-й и 36-й в рейтинге после половины гонки!

    Вечер! Пилотам, проделавшим более чем 130 километровую работу – время отдыхать, а болельщикам развлекаться. В частности, желающие прокатиться на машине WRC, могли это сделать. Правда на стенде-симуляторе, что тоже интересно, и непросто, поверьте! И все же главное, для чего многотысячная армия поклонников ралли съезжается со всех уголков земли в Финляндию – сама гонка!

    Третий день. Самый насыщенный в программе 9-го этапа Чемпионата Мира. 170 километров предстояло преодолеть пилотам только непосредственно по СУ. Сумасшедшая нагрузка. Но все надо выдержать, таков закон гонки.

    Выдержать все удалось далеко не всем. Четырнадцать экипажей хотя и финишировали днем ранее, но стартовать на третий раллийный день не смогли. В том числе и Евгений Вертунов. Его Субару так и остался в поддоке. В чем причина? С комментариями инженер команды Александр Кожин

    Немного дольше Вертунова задержался в гонке Денис Гродецкий. Пилоты зачета N-3 стартовали одними из последних и на их долю выпало копаться в тех колеях и канавах, нарытых несколькими десятками машин.

    В свою очередь для экипажа Шаймиев-Кафаров начало третьего раллийного дня в Ювяскюля складывалось довольно перспективно. Таифовцы на 12-м СУ показали достойный ритм движения, опередив на ДОПе многих из зачета «продакшн кар». Ранним утром войти в своеобразный кураж драйва – если не первоочередная задача пилотов. А значит, эксперименты дня предыдущего даром не прошли.

    Чуть позже первую секцию третьего дня 9-го этапа Чемпионата Мира по ралли можно было величать как самую непроходимую в программе Несте ралли 2008 года. Не всем пилотам, даже из числа ТОПовых удалось доехать до финиша 3-го дня гонки. Лидеры, правда, остались в обойме, причем Себастьян Лоеб по-прежнему держал в руках 1-ю рейтинговую позицию с преимуществом над Миккой Хирвоненом в 15,7 секунд. В тот момент уже многие предсказывали Себу победу в доселе непобедимой для него Финляндии. Юха Сало в дебюте третьего дня ралли стартовал так, что едва не сместил с 15-й абсолютной позиции Холида Аль Квасими. Каких то три секунды разделяли пилотов после 14-ти СУ, но лидер группы «продакшн кар» попал в число сошедших. Сход то у Сало получился ярким. Лидерский флаг мгновенно подхватили Юха Хеннинен и Патрик Флодин 27-милетний финн и 23-летний швед к вечеру добрались до 13-й и 15-й абсолютных позиций Несте ралли. Сравнимым результатом мог бы отметиться и Яри Кетомяя, но на 15 СУ его Субару протаранил левой частью кузова чьи-то аккуратно сложенные дровяные запасы, от чего случилась потеря темпа, но не столь существенная, как могло быть. А могли же и совсем закончить с Несте. Юсси Вялимяки сумел избежать серьезных неприятностей в течение дня и застолбил за собой 16-ю абсолютную строчку протокола и пятую в классе «продакшн кар»

    Тише едешь – дальше будешь. Истину глаголили предки. Многие из пилотов группы N- по ходу дня вооружили себя идеей осторожности и смогли избежать проблем. Уже упомянутый нами Витаутас Шведас после финиша так анализировал пройденный многокилометровый путь.

    СИХРОН Шведас:едем осторожно, все объезжаем. Гонка как учеба. Столько не прыгал в своей карьере.

    Да уж, попрыгать в Финляндии обычное дело. Для финнов. Не случайно финское ралли 1000 озер еще называют 1000 трамплинов. Россиянин Евгений Аксаков дебютировал не только в Несте ралли, но и вообще в первый раз ехал в Финляндии. Впечатлений у пилота уже на одном из промежуточных финишей 3-го дня было много

    СИНХРОН Аксаков:были проблемы, еду в свою силу. В первый раз, интересно. В другой раз буду быстрее

    Ну, а после того как московский экипаж таки доехал до финиша, пилот был уже окрылен результатом и оптимизмом пылал в ожидании дня следующего.

    СИНХРОН Аксаков:завтра доедем 3 ДОПа и победим Финляндию. Для себя.

    Кто не рискует, тот шампанское не пьет. Тоже верная поговорка, только работает она опять же не всегда. Рисковать в Финляндии, значит ехать каждый ДОП на пределе сил. В то же время надо быть готовым к тому, что в любой момент на пути следования может возникнуть преграда, порой непреодолимая. 23 экипажа из ряда смелых по ходу 3-го раллийного дня записались в список скоропостижно сошедших. Не избежал сей участи и экипаж команды ТАИФ. Приземление на одном из 1000 трамплинов для Пежо 207 Супер 2000 из Казани оказалось с последствиями.

    СИНХРОН Кафаров:подпрыгнули, камень, все оторвали.

    К мгновенному сходу жесткое приземление не привело, однако, до финиша 14-го ДОПа экипаж еле-еле дотолкал автомобиль. Реанимировать автомобиль механики просто не могли в полевых условиях, да и времени на это не было в достатке. Так что остается только сожалеть и оставить для себя позитивные моменты одной из сложнейших гонок Мирового раллийного Чемпионата.

    СИНХРОН Радик:ох, но ехали то быстро, а все кто быстро - те и сошли.

    И еще раз подводя итоги 3-м дням Несте ралли обратим внимание на то, что в протокольной сетке из более чем сотни стартовавших осталось только семь десятков экипажей. Это этап Чемпионата Мира Финский этап. И здесь возможно все.

    Итак, четвертый день Несте ралли 2008 года. Пройдено 300 км – в остатке сущий пустяк 40 км финских дорог. Пустячок, который все таки проехать надо. Кому очень быстро, кому просто быстро, а кому (а таких большинство) просто доехать, ведь реальными шансами на подиум в зачетах претендовали по 5-6 экипажей. В группе «продакшн кар» в заключительной секции Несте ралли основное соперничество развернулось между Хенниненом, Флодином, Вялимяки, Кетомяя и Сведлундом.

    Наилучшей перспективой победить в группе располагал Юхо Хеннинен – он опережал ближайшего согруппника на 2 минуты и только сход мог помешать Хеннинену стать лучшим в «продакшн». Хеннинен сделал все, что бы быстро доехать до финиша гонки и техника выдержала все нагрузки. Патрик Флодин перед тремя заключительными ДОПами тоже имел хороший гандикап перед Юсси Вялимяки – больше минуты. Шведский пилот разумно рассчитал свои силы и не напрягался в заключительной стадии гонки. Да, проиграл он Хеннинену без малого 3 минуты, но и Вялимяки его не достал, оставшись в протоколах третьим с 45-секундным дефицитом от серебряной позиции. Яри Кетомяя и Оскар Сведлунд по сути уже состязались за 4-е и 5-е места. Кетомяя здесь был побыстрее и опередил шведа. Напомним окончательные итоги гонки подводятся много позже, чем пилоты финишируют. Так вот не успел еще Патрик Флодин порадоваться своему успеху в этом Чемпионате Мира, как из расположения комиссаров пришло известие, что генератор Лансера 9-й эволюции оказался несоответствующим заявленным характеристикам. Дисквалификация. Обидно, но это правила Ралли. Таким образом, подиум зачета «продакшн кар» оказался полностью финским.

    Юхо Хеннинен 1-й, Юсси Вялимяки 2-й, Яри Кетомяя 3-й. Не остался без очков и российский пилот. Евгений Аксаков не без проблем, но доехал до финиша, причем последний ДОП пилоту пришлось управлять переднеприводной машиной – вышел из строя редуктор Митсубиси. А за волю к победе Женя порой удостаивался аплодисментов от благодарных болельщиков.

    СИНХРОН Аксаков:были проблемы, но все хорошо.

    Седьмой групповой результат в Активе московской команды «Красные Крылья» - можно сказать отлично, учитывая тот факт, что ехали то Финляндию впервые.

    Среди доехавших пилотов зачетной группы N-3 оказался Сергей Герасимов – большое количество сходов обернулось осторожному Герасимову 4-м групповым финишем. И такое бывает.

    В зачете N-4 финишировало всего 11 машин. Лучшими из уцелевших стали британец Ги Уилкс, латыш Андис Нейкшанс и пилот из Сан-Марино Даниэле Циколли. Так что это единственный зачет, в котором финские пилоты на подиуме не были представлены вовсе.

    Ну и конечно нельзя обойти вниманием лидеров Мирового Чемпионата. Перед стартом заключительной секции ралли Несте 2008 года Себастьян Лоеб опережал Микку Хирвонена на 18,2 секунды. Опять же только сход или прокол колеса машины лидера мог сыграть на финского пилота. Хирвонен сделал все, что мог, отыграл у француза 9 с лишним секунд, но этого не хватило для общей победы. Четырехкратный Чемпион Мира Себастьян Лоеб с пятой попытки осилил таки Финляндию. Теперь уже точно ясно, что все заявления Себа, что с финнами на их трассах бороться бесполезно, были одним из способов усыпить бдительность конкурентов. Впрочем, Лоеб без оговорок достоин того, чтобы быть № 1. И он им, похоже, будет. Пятикратно № 1 в Мире.

    Без комментариев подиум.

    9-й этап Чемпионата Мира уже история – яркая, по-своему оригинальная и не забываемая. Но ралли не заканчивается, так что остается всем сказать до свидания.

    Это Видеоспорт!

    BAER(c)2008

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4