EOS PEUGEOT ралли 2005 /Отепяа / ЭСТОНИЯ


    Итак, мы в Эстонии, городе Тарту, где стартует ралли ЭОС Пежо. Как мы уже не раз отмечали даже некоторые традиционные ралли могут менять названия, если находиться серьезный спонсор. Так в прошлом году ралли носило название RS, вы наверняка помните наш репортаж, когда сразу 17 российских экипажей заявились на участие?! В 2005 г. в спонсорах Пежо, а значит и в названии тоже. Заметим, все это не случайно. Ведь эстонское ралли состоялось в преддверии финского этапа Чемпионата Мира по ралли. И где как не в Эстонии заводской команде еще раз не протестировать новую подвеску 307-й модели, а кому, если не эстонцу Марко Мартину это сделать на родной земле?! Да-да, Марко Мартин участник мирового Чемпионата – был заявлен в ралли под первым стартовым номером на борту его 307-й заводской модели. Само собой разумеется к Мартину особое внимание и со стороны болельщиков – земляков, и со стороны 94 заявившихся в ралли участников. Впрочем, автомобилей класса WRC в ралли было заявлено шесть. Сплошь знакомые имена Йони Ампуя, Томас Шие, Маргус Муракас, Горд Линнеруд, Маттис Мезакс. Как вы заметили первые шесть стартовых номеров розданы представителям Эстонии, Норвегии, Финляндии и Латвии.

    Россиян в списке 95 участников было 18. Еще больше, чем здесь же в 2004-м году, причем один из россиян Александр Дороссинский по праву получил от организаторов высокий, 8-й стартовый номер. Вы помните, Дороссинский в прошлом году стал победителем раллийного Чемпионата Эстонии в зачетной группе N-3. В Чемпионате России Дороссинский таких лавров не снискал, чего нельзя сказать о другом заявившемся в ЭОС Пежо ралли российском пилоте. Евгений Аксаков (стартовый 11-й) после 4-х этапов ЧР идет на четвертой позиции, но учитывая заметный прогресс пилота в этом году на новой Импрезе он вполне может быть призером. Остальные заявившиеся в ЭОС Пежо ралли российские пилоты в числе фаворитов Отечественного Чемпионата 2005 года не значатся, однако в Прибалтике появляются довольно часто.

    И в первую очередь это Юрий Сидоренко, Радик Шаймиев, Игорь Соколов, Александр Горлашкин, Андрей Матюхин, Дмитрий Лагунов, Александр Шумский, Денис Левятов, Сергей Угер.

    Ну что ж, пора заканчивать масштабную, поточную раздачу автографов и отправляться на старт первых двух ДОПов из 12 предложенных организаторами. 1-й и 2-й спецучастки проводились по уже знакомой нам схеме «карусель» и маршрут обоих ДОПов был, во-первых, одинаковым, а во-вторых, пролегал по улицам города. Тарту. Асфальтовое начало, одним словом..

    Первый день со спортивной точки зрения получился непротяженным как, собственно говоря, и 2 первых ДОПа, общая протяженность которых не дотянула и до 5 с половиной км.

    Первым шлифовать заносами эстонский асфальт отправился Марко Мартин. Ожидалось, что именно он задаст временной и скоростной режим двухдоповой карусели. До поры до времени так оно и было.

    Вслед за Мартином стартовавшие Шие, Мурокас до результата действующего участника Чемпионата Мира не дотянули. Однако нашелся таки экипаж, сумевший на 1-м ДОПе опередить авторитета №1 почти на секунду.

    Норвежская Тойота Каролла WRC под управлением Форда Линнеруда (стартовый пятый) И если это и сюрприз, то не из разряда совсем неожиданных.

    Двое из 18 россиян проехали 1-й ДОП лучше Межакса. Так Александр Шумский добыл 16-й результат в абсолюте, а Радик Шаймиев 14-й там же, в абсолютном зачете. В зачете группы N-3 татарстанский экипаж Шаймиев – Цветков в пятерке лучших. Что ж, ободряющее начало гонки. Особенно приятно, что нелюбимые, асфальтовые ДОПы наконец-то покорились татарстанцам...

    Ян Молдер – этот молодой и перспективный эстонец лидирует в зачете N-3 и весьма эффектно закладывает траектории своему Митсубиси, что позволяет Молдеру и на втором ДОПе показать лучший результат N-3 группе и 6-й в абсолюте. Первую пятерку абсолютного зачета образовали машины группы А-6, четыре из которых WRC версии.

    Марко Мартин, похоже, смекнул как совладать с гравийными шинами и отвоевал по итогу 2-х ДОПов первую позицию. Хотя это ускорение едва не стоило ему штрафных секунд, хорошо, что ритордер устоял. Впрочем, победитель 1-го ДОПа – Линнеруд уступил Мартину только две десятые секунды!

    Третий в абсолюте после первого дня ралли Томас Шие с отставанием в 1,7 сек. Четвертый по сумме результатов двух ДОПов Маргус Муракас. Однако он недотянул до лидера 4 сек. с лишним. Лучший из россиян по итогу первого асфальтового дня ЭОС Пежо ралли Радик Шаймиев, который, кстати, уступил опытнейшему Айвису Эгле всего одну десятую секунды. Они и в группе N-3 расположились рядышком Шаймиев 6-й, Эгле 5-й.

    И еще 2 россиянина попали в десятку зачета N-3 Александр Шумский 7-й результат и Дмитрий Лагунов 10-е время по окончании 1-го дня ралли ЭОС Пежо.

    Третий ДОП (в последствии пятый) самый протяженный – 18км 400 метров здесь то отставание от групп лидеров прогнозируется посерьезнее, нежели на коротких городских ДОПах. Дополнительный интерес болельщиков был в том, насколько быстрее остальных будет на грунте Марко Мартин? И будет ли?

    307 Пежо под 1-м стартовым номером более чем убедительно показал всем, что не зря представитель маленькой Эстонии едет в Мировом Чемпионата. Итоговые 26 сек. от ближайшего преследователя говорят сами за себя.

    А ближе всех к Мартину смог подобраться соотечественник, неоднократный Чемпион Эстонии и абсолютный лидер сезона 2005 г. Маргу Муракас. Не заладилось ралли для латвийца Маттиса Межакса – городские ДОПы слабенько, Только 42-й в абсолюте Межакс на третьем СУ.

    Заметным прогрессом на 3-м ДОПе отметился эстонец Слава Попов, экс Чемпион страны показал пятый результат в абсолюте. Кстати, между собой эстонцы Попов и штурман Перости говорят по-русски.

    Саулюс Гирдаускас на грунтовых дорогах тоже заметно прибавил и запечатлел свою фамилию в 10-ке лучших результатов. 97-й номер на его Митсубиси, как известно, совсем не потому, что Гирдаускас слаб, просто амбициозный литовец приехал в Эстонию, наверно?!

    Айвис Эгле пока не может похвастать быстрыми секундами, латыши тоже за границу ездят не часто, да и не все получается за пределами Родины, как правило. Странно, но это так. По крайней мере, на ралли в Прибалтике.

    Россияне по-прежнему неодинаково успешно шествуют в ралли ЭОС Пежо и их результаты разбросаны по всему объему протокола.

    Третий скоростной участок лучше получился у Александра Шумского. 6-й результат в зачете N-3 и 11-й в абсолютном зачете. Александр Дороссинский был медленнее Шумского почти на 4 сек., но тоже обозначился в десятке своего зачета. Напомним у Дороссинского 8-й стартовый номер и эстонские раллийные дороги этот россиянин знает, пожалуй, лучше Российских.

    Для казанского экипажа на третьем ДОПе главной загвоздкой стала коробка переключения передач. 3-я передача вылетала практически постоянно, и пилоту приходилось постоянно отвлекаться на это, да и придерживать рычаг правой рукой согласитесь, какой уж тут результат, если на каждом сложном вираже надо оттормаживаться до второй передачи?! Тем не менее, Шаймиев и Цветков привезли на финиш 22-й абсолютный и 16-й групповой результаты. Из неожиданностей по результатам 3-го ДОПа отметим 80-й результат WRC Тойоты Норвежскую Томаса Шие. А все дело в том, что из строя вышел дифференциал автомобиля, что сделало из выступления одного из лидеров – чистейшую констатацию беспомощности.

    Для Вячеслава Чулюканова 3-й ДОП мог стать последним в ралли. Его Лансер 6-й эволюции дважды отправлялся косить траву глубоко в обочине, но незапланированный покос вроде бы закончился благополучно..

    Четвертый СУ. 6 км 780 метров. Именно столько осталось до сервиса, который к этому моменту был необходим многим участникам ралли. Среди сошедших с дистанции после 4-го ДОПа оказались россиянин Олег Синицын и норвежец Томас Шие. Марко Мартина неприятностями его Пежо пока не озадачивает, но он на 4-м ДОПе еще на 10 сек. увеличивает свой отрыв и теперь ближайший к нему соперник – Маргус Муракас имеет дефицит в 40 сек! Первые шесть результатов по-прежнему везут представители группы А-6. Здесь и Салури, и Линнеруд, и Попов, и... вот это неожиданность Маттис Межакс стал четвертым в абсолюте на4-м ДОПе и это при всех видимых проблемах у его машины!

    Проблемы Митсубиси спортклуба ТАИФ со стороны не видны, зато у вас есть возможность заглянуть внутрь автомобиля и воочию убедиться, что коробка в самые ответственные моменты гонки преподносит пренеприятнейшие сюрпризы. Так вылет с трассы на 4-м ДОПе спровоцировал именно коробкой переключения передач. Пилот перед опасным левым поворотом пытается снизить скорость до приемлемой, включает пониженную четвертую, затем третью, а третья не работает... В таких моментах доли секунды решают все. Ни ручник, ни вторая передача уже не спасают. Но в гонке казанский экипаж остался, потеряв на злополучном вираже не менее 20 сек. Как оказалось именно столько Таифовцы проиграли на 4-м ДОПе победителю в зачете N-3 Александеру Кяо. Вот обидно то. Знать шли-то татарстанцы на хороший результат.

    Долгожданный сервис после 4-го ДОПа особых перспектив для Таифовцев не имел. Просто невозможно за 30 мин. Перебрать коробку передач, так что большей частью сервис для экипажа сопровождался тренерскими установками для создавшейся ситуации. Настроение, впрочем, было вполне удовлетворительное.

    Пятый ДОП полное повторение самого протяженного третьего СУ. Грунт, как заметил в своем интервью Маргус Муракас, предельно рыхлый, кое-где уже образовалась глубокая колея, так что, не смотря на то, что ДОП вроде бы знакомый, но предельная внимательность не помешает. Витаутас Шведас остался в гонке оперативно исправив ошибку. Вообще на пятом СУ выбыли из ралли четыре автомобиля – все по причине неисправности техники. Но в этой четверке был замечен Маттис Межакс. Да, досталось его Форду на первых шести ДОПах и видимо, пилот решил прекратить бесперспективное мучение. Таким образом, уже две машины WRC вышли из борьбы. Каролла Томаса Шие и Эскорт Маттиса Межакса. А три оставшихся представителя WRC класса продолжают лидировать в ЭОС Пежо ралли. Причем с каждым ДОПом все увеличивается отрыв абсолютного лидера Марко Мартина. Вот и на пятом ДОПе 307-й Пежо привез Тойоте Каролле Муракаса 28 сек.!! Муракас в свою очередь опередил норвежца Линнеруда на 7 сек. Линнеруд, кстати, тоже едет на Каролле, борт которой обозначен цифрой 5. Слава Попов. На пятом СУ 19-й Митсубиси эстонца проехал на четверку, т.е. пилот записал в свой актив четвертый результат в абсолюте.

    Лучшим из представителей группы N-3 на этом ДОПе был Саулиус Гирдаускас. Он проиграл Мартину 47 сек., но показал в итоге 5-е абсолютное время и первое в своей зачетной группе. Ян Молдер в N-3 второе время, впрочем, у эстонца были трудности на дистанции – аварийный Митсубиси Принта Салури не очень то спешил уступить дорогу исправному Лансеру 8-й эволюции Яна Молдера. Лучшим из россиян на 5-м ДОПе стали Евгений Аксаков и Александр Шумский. Аксаков, кстати Чемпион России едет на новом Субару Импреза, но в Прибалтике москвич решил ехать на Митсубиси. А вот Шумский, который тоже в этом году сел на новый Субару похоже решил протестировать автомобиль по максимуму. Результат пока весьма неплохой – он в десятке в своем зачете.

    Коль уж мы заговорили о новых автомобилях, заметим, что и А.Дороссинский – прошлогодний победитель эстонского зачета N-3 тоже начал сезон на новом Субару. По итогу 5-го ДОПа Дороссинский 13-й в абсолютном и 8-й в группе. В этом году, кстати, две попытки ехать ЧР закончились для Дороссинского неудачами: и в кювете Субару побывал, и с двигателем проблемы возникали, однако Эстония – его стихия, это видно.

    Ну а мы с Вами видим, что Радик Шаймиев получает на трассе помеху в лице Андрея Лагунова и его «Митсубиси». Похоже, у московского экипажа команды PRO-SPORT проблемы серьезнее, чем у таифовцев, хотя неработающая 3-я передача сама по себе таит в себе немерянную опасность. Но на данном 5-м ДОПе экипаж Шаймиев – Цветков довольно успешно справился с коробкой: их результат 18-й в зачете N-3.

    Финиш таифовцев, впрочем, тоже оказался омраченным очередной поломкой. По всей видимости, камнем пробило тормозной шланг машины и пилот периодически реально ощущал отсутствие тормозов. На скорости 150 км/ч согласитесь этот экстрим неприятен.

    Как и неприятен факт остановки по хожу движения по бурту. Это Митсубиси Александра Горлашкина из команды АГК. Штурман экипажа Валентин Родионов за минуту до неприятностей предупредил пилота, что скорость слишком высока, но ... то ли не услышал Горлашкин, то ли ... в общем, развернуло москвичей, правда, без крыши. Вдвойне, наверное, обидно было бы не доехать до финиша в свой день рожденья.

    Шестой СУ. Без малого семь километров сократили кол-во участников еще на три экипажа, но потери не коснулись основной группы. Тройка лидеров опять в прежнем составе. Мартин, Муракас и Линнеруд. В пятерке самых быстрых на этом ДОПе обозначились также пилоты мощной группы А-6. Принт Салури и Слава Попов. Что касается зачета N-3, то напряженность здесь все возрастает. Явного лидера здесь пока нет, хотя Молдер и Гирдаускас стабильнее других везут хорошие секунды и вполне возможно в их соперничестве определиться победитель.

    Россияне на приз в ЭОС Пежо ралли уже не рассчитывают, но внутри российской раллийной диаспоры соперничество идет.

    Седьмой ДОП. Десять км трассы. Рыхло, не грязно. Пока дождь лишь изредка срывается на окрестности эстонского Отепяа. По-прежнему лидеры в абсолюте без вариантов Мартин, Линнеруд и Муракас. А вот в зачете N-3 выстрелил россиянин Дороссинский – он самый быстрый на 7-м ДОПе. Да и пятый результат абсолютного зачета тоже показателен.

    В свою очередь над другим россиянином – татарстанцем Шаймиевым на 7-м ДОПе сгущаются тучи технических проблем. Коробка, видимо, начала сыпаться и теперь перестали включаться и 4-я и 5-я передачи. На финише ДОПа Радик посетовал штурману, что правая рука забита, так как все 10 км пришлось удерживать рычаг переключения передач.

    А ведь восьмой СУ это 12 км трассы. Не мало, прям скажем. Решение ехать или нет принимает пилот. Взвесив все за и против Радик Шаймиев и Максим Цветков стартовали на 8-м ДОПе.

    Как оказалось позже, последним их ДОПе в эстонском ралли ЭОС Пежо. Вряд ли стоит сейчас в очередной раз перечислять все напасти экипажа ТАИФ в эстонском ралли, ведь приняли же решение ехать дальше, значит, рассчитывали доехать до финиша по возможности быстро, настолько быстро, насколько позволяют неполадки. Не получилось. Примерно на скорости 160 км/ч Митсубиси попадает левым задним колесом в придорожную насыпь, траектория движения на левом вираже меняется на критическую... Столкновения с опорой электрических проводов избежать уже невозможно.

    У всех, кто это видел в душе родился стон.. Столб, переломанный как спичка, падает на дорогу, туда же падают провода, а к месту трагедии бегут десятки людей. Радик и Максим уже рядом с машиной, штурман собирает разлетевшиеся записи трасс ралли – пилот отключает питание автомобиля. Вроде бы обошлось без серьезных травм. Однако в психологическом плане оба травмированы прилично.

    К месту аварии подъезжают другие участники ралли. Проехать дальше невозможно. Столб, электропровода.. одним словом ДОП приостановлен. Около получаса потребовалось для того, чтобы проезд был восстановлен и гонка возобновилась.

    Кроме казанского экипажа еще две российских машины закончили ралли на восьмом СУ. Андрей Лагунов не доехал до финиша буквально 100 метров, его Митсубиси был обнаружен далеко в зарослях, но без следов переворота через крышу автомобиля. Гораздо серьезнее травмировал свой новый Субару Александр Шумский. По оценкам экспертов восстановлению машина не подлежит. Хорошо, что все пилоты остались живы... Вот таким бывает ралли невеселым.

    Александр Аксаков на 8-м ДОПе финишировал 14-м в абсолюте и это лучший российский результат на этом СУ, ну а мы с Вами обращаем внимание на цифры протоколов после восьми состоявшихся СУ,

    Итак, за 4-ре ДОПа до финиша ЭОС Пежо ралли в абсолютном зачете с преимуществом в 2 минуты лидирует Марко Мартин и догнать его, если ничего неприятного с участником Чемпионата мира не произойдет, невозможно. Маргус Муракас – железно второй, опережая третьего в рейтинге Горда Линнеруда на 13 сек. Шансы на подиум Ралли сохраняют также Слава попов и возможно пилоты группы N-3 Ян Молдер и Саулиус Гирдаускас. Что касается протокола зачета N-3, то в десятке лучших нет представителей России: Ан.Дороссинский 13-й, Ден.Левятов 14-й, Дм. Лагунов 15-й.

    SS-9

    Итак, последний новый ДОП ралли ЭОС Пежо. Девять с половиной км. Марко Мартин верен своему графику и увеличивает отрыв от соперников еще на 15 сек. Такими темпами к финишу Мартин может заручиться временным излишком в районе 3-х, трех с половиной минут. Впрочем, преследователей у Мартина уже не осталось и борьба ведется только за 2-е и 3-е места. В этой борьбе ближе всех к серебру Муракас. На 9-м ДОПе его Тойота объехала Тойоту Линнеруда на 5 сек. и теперь опытнейший эстонский Чемпион вряд ли кого-то подпустит. Скоростной всплеск Славы Попова на 4-м, 5-м и 6-м ДОПах несколько спал, Попов едет неплохо, но сам понимает и чувствует, что надо быстрее, чтобы рассчитывать на хорошие секунды.

    9-й ДОП едва не стал последним для именинника Александра Горлашкина. Неправильная запись участка трассы и Митсубиси отправляется в травяную (хорошо хоть травяную) гущу.. С помощью болельщиков машину москвичей кое-как вытолкали на трассу, но потеряно было слишком много времени.. С истрепанными бамперами Митсубиси команды АГК – последний на 9-м ДОПе.

    SS 10

    Не смотря на более чем достаточное преимущество, лидер ралли Марко Мартин продолжал накручивать секунды, срывая аплодисменты зрителей за профессиональную работу. Основные массы болельщиков собрались у трамплина – посмотреть на полеты пилотов и их умение приземляться.

    SS –11

    Чем ближе окончание ралли, тем громче приветствуют болельщики лидеров гонки. А те в свою очередь продолжают летать для зрителей и улучшения своих показателей. Мартин на 11 ДОПе опять привез 15 сек. Муракасу. Вот они стабильные мастера международного класса. Напомним, Мартин в ЭОС Пежо ралли только на первом асфальтированном ДОПе проиграл 0,8 сек. Во всех остальных вчистую переиграл соперников! Ну а последнюю пыль на 12м ДОПе поднял Митсубиси Дениса Левятова – остановка правда была недолгой. Ну, заблудились маленько, бывает. Дождь прибил пыль на луговых участках ДОПА, улучшив видимость для болельщиков, многие из которых уже спешили к месту проведения награждения после заключительного СУ ЭОС Пежо ралли в Эстонии.

    Да-да, в шести секундах от бронзы остановился Слава Попов. А эстонскую бронзу в Норвегию везет Горд Линнеруд. Серебро ЭОС Пежо ралли досталось Маргусу Муракасу и однозначно первый на родине Марко Мартин – победа более чем 3-х минутным преимуществом. Аплодисменты тысяч пар рук вместо гимна родины, венок из ярко-зеленого листа дуба и брызги шампанского. Марко Мартин – Михаэль Парк. Они лучшие!

    BAER(c)2005

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4