ПЕУРУНКА РАЛЛИ 2008



ВИДЕОСПОРТ АВТО

АРКТИК ЛАПЛАНД РАЛЛИ 2008

С.Малимонов
Открытый Чемпионат Финляндии по ралли только в программах Видеоспорт АВТО! Второй зимний этап собрал более 150 участников в центре страны 1000 озер, чтобы определить лучших и взбудоражить окрестности курортной Ювяскюля ревом мощных моторов раллийных машин. Пеурунка ралли 2008 смотрите в программе Видеоспорт АВТО.

    Территория вокруг города Лаукаа можно считать в какой-то степени священной для раллипочитателей – здесь проложены маршруты легендарного ралли 1000 озер – этапа Чемпионата Мира.

    По здешним дорогам ездили и ездят сильнейшие ралли-пилоты планеты Земля. Зимний этап Финского Чемпионата, конечно же, в три с лишним раза короче, однако некоторые спецучастки пилотам-участникам WRC хорошо знакомы. Впрочем, за многолетнюю историю ДОПы Пеурунки ралли как таковые также менялись незначительно. Однако из достоинств этой гонки – стабильно высокая численность экипажей – участников: полторы сотни и более. В этом году в Лаукаа добрались 5 российских, несколько латвийских, эстонских, британских. Но, понятное дело, основной контингент был финским. В конце января в Лапландии уже состоялся один из семи этапов Чемпионата, так что на Пеурунка ралли некоторые пилоты прибыли с багажом зачетных очков. Они, по традиции, первыми отправлялись на ДОПы 1-й секции. Всего в ралли было три секции, в которые уместились 7 СУ. Первая включила в себя 2 ДОПа протяженностью девять и двадцать девять километров. Победитель Арктик Лапланд ралли, представитель зачета N-2 Юха Сало по праву стартовал первым.

    Сало уже несколько лет подряд считается претендентом №1 на Финское Чемпионство в своем зачете, равно как и в отдельных раллийных гонках, в которых ему доводиться участвовать.

    Предыдущий этап еще раз констатировал, что Сало полон сил и уверенности, да и автомобиль, по его же словам подготовлен к зимней части сезона превосходно. Суммарный результат первой секции Пеурунка ралли в итоге определил Юху Сало на первую строчку абсолютного зачета.
СИНХРОН Сало: Все хорошо

    Второй яркий представитель N-2 зачета и также претендент на Чемпионство Кости Катаямяки получил от организаторов для своего Митсубиси 2-й стартовый номер. Напомним, в отличие от Сало Катаямяки к сезону 2008 года построил новый Лансер 9-й эволюции. Новая машина практически всегда требует к себе дополнительного внимания, доработок, так, что само понятие новая для ралли далеко не всегда означает оптимальная. Впрочем, в Лапландии Катаямяки был вторым вслед за Сало, так что этот результат можно считать нормальным на старте сезона. Правда первая секция Пеурунка ралли не принесла Катаямяки должного удовлетворения: 9-е время на 1-м ДОПе, 3-е на втором.
СИНХРОН Катаямяки:

    Чувствую себя хорошо, но после предыдущей гонки осталось ощущение, что некоторые элементы в машине могут дать сбой, но пока в целом техника работает исправно. Что касается дорог, то в Финляндии иногда есть проблемы со снегом, но в этом году вроде бы покрытие твердое, так что все в порядке.

    Кости прав, ближайший пример, в 2007 году снега в Финляндии ждали как манну небесную, чтобы успеть провести зимний раунд Чемпионата. Яри Кетомяя – третий призер 1-го этапа стартовал на Субару Импреза WRC вслед за Катаямяки. Эта пара пилотов до последнего ДОПа Арктического ралли соперничала за серебро. И Катаямяки уступил. В Лаукаа Яри закончил гонку в самом дебюте 1-й скоростной участок ему покорился, причем отставание от лидера было всего 2,7 секунды, но на протяженном втором Кетомяя исчез из протоколов.

    Жаль, ведь завсегда интереснее, когда лидеры испытывают достойную конкуренцию. Однако, как мы уже не раз отмечали, категория достойных в Финляндии традиционно объемна. Любой пилот топ десятки своего зачета может выстрелить. К примеру, стартовый под 4 номером Ярко Никара. Первую секцию Пеурунка ралли проехал с шестыми показателями на каждом из двух ДОПов, что в итоге вылилось в 7-ю рейтинговую позицию абсолюта и 4-ю своего зачета.

    Немного отстал от Никары Тииму Арминен. Ему, как и целому ряду соплеменников не хватает стабильности. Сколько уже было гонок, где Арминен мог рассчитывать на подиум, но в последний момент что-то расстраивалось и пилот оставался без очков, хотя были и удачные ралли, даже сезоны, по итогу которых Тииму был в пятерке сильнейших. Пока его результат 9-й. Один из главных неудачников 1-го этапа в Лапландии Матти Рантанен стартовал шестым в Лаукаа. Дело в том, что Матти сошел на предпоследней секции имея реальный шанс побороться с Кетомяя и Катаямяки за подиум этапа. Причем если в Рованиеми Рантанен упорно карабкался вверх после провального вобщем-то старта, то теперь после финиша в первой секции его результат был лучшим после результата Юхи Сало! Все пилоты, о которых мы уже упомянули – представители зачета N-2, шестерка наиболее перспективных можно так сказать. Смогут ли составить им достойную конкуренцию представители более мощной, но в последние годы неуспешной зачетной группы А? Ее лидеры стартовали второй очередью. Юсси Вялимяки на первом ДОПе обратил на себя внимание тем, что проехал быстрее всех 9 км 400 метров, однако уже на втором проиграл Сало около 16-ти секунд. Дважды Чемпион в своей группе предыдущий этап выиграл у согруппников, но на абсолютный подиум не поднялся. В первой секции Пеурунка ралли Вялимяки показал 6-е время в общем зачете и только 3-е в групповом. Быстрее Юсси в гонке были Арии Виховайнен и Ярри Туохино. Виховайнен стартовал на Форде Фокус WRC, также как Юкка Хилтунен. Но если Хилтунен не дотянул до 10-й строчки протокола, то Виховайнен расположился четвертым, отодвинув на пятую строчку Кости Катаямяки. Взлет Янне Туохино вобщем то не удивителен. Этот пилот и в Лапландии здорово дебютировал, но на 4-м ДОПе закончил гонку. Сделаны ли были верные выводы? Посмотрим далее, а пока лишь отмечаем Туохино, как лидера зачета А-3 после 1-й секции ралли Пеурунка 2008 года. Ну а в течение последних двух лет в зачете А-3 Чемпион – Юсси Вялимяки – приоткрывает тайну своего не шибко удачного спорта.
СИНХРОН Вялимяки:

    Первый стейдж мы проехали очень быстро, но во время прохождения второго у нашего автомобиля начались проблемы в двигателе. Сейчас мне сложно говорить насколько долго мы продержимся в гонке – жду информации от инженеров команды. Что касается экипажа, то мы готовы абсолютно точно.

    Кристиан Солберг ехал Пеурунка ралли на автомобиле Фиат Пунто, подготовленном по классу супер 2000. Впервые мы видели его в Рованиеми, где Солбергу не повезло. На 4-м ДОПе новый Фиат оказался в плену снега и хотя вскарабкался, но с огромной потерей времени. В первой секции 2-го этапа раллийного суоми Чемпионата Солберг привез 8-й абсолютный и пятый групповой результаты, что можно считать успехом. Сам пилот тоже так считает.
СИНХРОН Солберг:

    Машина работает хорошо, но для нее это вторая гонка, так что она как ребенок, требующий к себе внимания и заботы. Вот мы и заботимся, постоянно меняя что-то, что бы когда-нибудь поехать быстро, как мы умеем.

    Первым из российских экипажей на трассу отправились Игорь Соколов и Василий Миркотан. В планах команды Сайрус участие во всех финских этапах сезона:
СИНХРОН Соколов:

    попробуем проснуться, сравнить зиму с летом Пробуждение прошло у сайрусцев успешно. Стартовали 55-ми, завершали секцию с 56-м временем. Ралли – туристы, как себя называют москвичи, удовлетворены содеянным и увиденным и прочувствованным.

    Еще более миролюбиво проехали первую секцию и финишировали в ней Григорий Березкин и Виктор Тимковский. Им достался 66-й стартовый номер, но на финише их результат оказался 61-м. Впрочем, пилот никогда и не скрывал, что участие в ралли - один из вариантов активного отдыха, которому, впрочем, находиться немного времени в плотном рабочем графике

    Еще один давний знакомый программы Видеоспорт МВТО Денис Гродецкий впервые появился в Финляндии в этом году. По данным заявки экипаж Гродецкий – Лотко эстонский, но флаг на машине российский. Причем что и почему именно так, сам пилот однозначно и уверенно ответить не смог, демонстрируя знание английского, русского, но не эстонского языков.
СИНХРОГН Гродецкий: по-английски + по-русски

    Известный шутник Денис Гродецкий, впрочем, продемонстрировал неплохую готовность ехать – его результат стал быстрейшим в 1-й секции среди российской гоночной диаспоры, видимо к ралли-туристам себя пока не причисляет.

    Казанский экипаж команды ТАИФ в Финляндии в этом году уже не в первый раз. Напомним, перед самым стартом Арктик Лапланд ралли командный Митсубиси перестал исправно работать, и было принято решение не стартовать. Теперь же, в Лаукаа с технической точки зрения все было исправно, но теперь перед командой всплыла другая проблема. Проблема штурмана. Постоянный штурман Радика Шаймиева Максим Цветков в этом сезоне планировался как самостоятельный пилот. Но обстоятельства вернули Максима в штурманское кресло, причем экстренно. Пропись СУ производилась одним штурманом, а ехать и читать готовую легенду ой как не просто. Впрочем, Цветков и Шаймиев имеют богатый опыт и в том числе на дорогах Ювяскюля, так что все по-идее должно было срастись, скажем так.

    Другое дело, что стартовали Таифовцы 76-ми. А значит рассчитывать на отсутствие колеи и рыхлого грунта не приходилось. Тем не менее 45-е время по итогу 1-й секции подтверждало сумасшедший настрой экипажа на гонку.

    А машина, что обогнали Таифовцы, была тоже российская – Андрей Юшин, выступающий в классе N-1 (переднеприводные машины) добирался до финиша секции в буквальном смысле на трех колесах.
ТАБЛИЦА

СЕКОНД СТЕЙДЖ

    Фундаментальные основы будущих своих результатов участники Пеурунка ралли закладывали во второй секции. Во-первых, она состояла из трех скоростных участков. Во-вторых, протяженность ее была без малого 50 км. И в третьих, по окончанию 2-й секции, как правило, становятся понятными для самих пилотов стратегические задачи: то ли есть смысл продолжать что говориться, рвать и метать, то ли… пришла пора сконцентрироваться на решении локальных задач с перспективой на будущее. Забегая немного вперед, заметим, что пилоты зачетной группы N-2 сохранили свою гегемонию в ралли и в верхней протокольной зоне в том числе. Юха Сало, пусть и без видимой лихости, но наполнял свою копилку лучших результатов, увеличивая свой отрыв от ближайшего конкурента. Причем на разных ДОПах в категории ближайшего значились разные пилоты, однако в группе для Сало уже определились основные конкуренты. Понятно, что один из них Кости Катаямяки. Бывали моменты, как например на 4-м ДОПе, когда Катаямяки проигрывал Сало только десятые доли секунды. Но ведь проигрывал, а значит пока оставался в лидерской обойме, но не вожаком стаи. Пятый по результатам 1-й секции Кости Катаямяки сумел только сохранить свою позицию в абсолютном зачете, впрочем, как и в группе он по-прежнему остался третьим. Матти Рантанен в Лаукаа по ходу двух секций везет Катаямяки время. Во всех трех ДОПах второй секции Рантанен проигрывал Катаямяки, но понемногу. Так что между этими яркими представителями зачета N-2 вполне может случиться, как говориться иногда «заруба», за второй после Юхи Сало групповой результат. Конечно, во всем раллийном всегда присутствует множество «если». О трагических «если» вспоминать не хотелось бы, так что обратим внимание на «если» в позитивном плане. Если, например, одногруппники снизу не покусают на данный момент впередиидущих. Напомним, перед стартом во второй секции тот же Ярко Никара проигрывал Катаямяки всего 2,5 секунды. Для Никары относительно неудачно началась секция. Два из трех ДОПов он прокатил с 7-м временем, и даже не смотря на то, что третий, самый протяженный СУ Ярко Никара завершил в тройке, сократить отставание от Сало, Рантанена и Катаямяки не получилось, хотя он, Никара, в отличие от остального состава группы преследования N-3 зачета, остался наиболее приближенным к «их величествам». Мы не зря характеризовали 2-ю секцию как фундаментальную – редко когда случаются стремительные взлеты тех пилотов, что не смогли удержаться на доступном от лидеров временном расстоянии по ходу большей части гонки. В процессе секции перспективных в подиумном плане пилотов в той же группе N-2, как мы уже отмечали, осталось четверо. Еще трое сохранили позиции в абсолютной десятке, но компенсировать существенно подросший дефицит времени уже вряд ли представлялось решаемой задачей. Тииму Арминен, Марко Какко и Кристиан Солберг ровненько и без всплесков прошли полтинник километров второго круга, но этого было не достаточно для прогрессивного роста. В заслугу тому же Арминену мы можем занести вклад в производственный процесс создания нашей программы – он очистил объектив так называемой подкладной камеры от снега. Снега, который к счастью сохранился в центральной Финляндии, позволив без проблем организовать гонку. Кстати, во второй секции случился довольно редкий, и от того примечательный момент. Победителем 4-го СУ стал представитель группы переднеприводных автомобилей с объемом двигателей менее 2000 куб.см. Причем отличился не лидер группы и даже не пилот топ десятки! Хонда Эрно Киннунена на закрученных дорогах 9-тикилометрового ДОПа объехала на 2 с лишним секунды Митсубиси самого Юхи Сало. Правда, уже на следующем ДОПе герой первой половины Пеурунки в своем зачете исчез из протоколов – видимо такие успехи не проходят бесследно для неподготовленной психики, впрочем, спасибо Эрно за искру неожиданности. Неожиданным, кстати, было появление в суровых финских лесах теплолюбивых испанцев, причем на Фокусе WRC особого впечатления Клаудио Алдека и Алекс Романи не произвели, но в своем А-3 зачете после двух секций были седьмыми. К пилотам группы А-3 мы еще вернемся чуть позже, а пока проследим за россиянами – участниками Пеурунка ралли 2008.

    Если после первой секции наших было в гонке четверо (Андрей Юшин, напомним, сошел с дистанции в самом дебюте), то до финиша второй трети ралли доехали трое. Лидировавший в российском зачете до 5-го ДОПа Денис Гродецкий на пятом же ДОПе и сошел. И по всей видимости в результате ошибки экипажа, иначе каким образом можно было закапаться в неходовой, узкой, лесной связке? Место неудачи соотечественника видели пилоты команды ТАИФ Радик Шаймиев – Максим Цветков.

    Казанцы впервые за последнюю пару лет позволили себе по ходу гонки быть вторыми в уже упомянутом российском зачете, но скороспелые лидеры как видим, с бременем не справились. Сами же Татарстанцы в первом ралли сезона 2008 года в силу объективных обстоятельств старались выполнить больше стратегическую задачу – вспомнить нюансы пилотирования Лансера, и наладить экстренно восстановленное взаимопонимание пилот-штурман. Через неделю экипаж планировал участие в эстонском ралли Пылву, так что профилактика в боевых финских условиях была как нельзя кстати. Кроме таифовцев во второй секции финишировали москвичи Соколов-Миркотан и Березкин-Тимковский. Кстати, Березкин стартовал под 66-м номером сразу после Гродецкого, так что именно он был первым российским свидетелем лесного приключения соотечественника и поэтому поводу было сделано пилотам лаконичное заявление
ИНТЕРШУМ Гродецкий ушел..

    В зачете А-3 по ходу 2-й секции Пеурунка ралли также случились потери. Юсси Вялимяки, проблемы с двигателем автомобиля которого, вы помните, не гарантировали доезда. Вынужден был завершить участие в гонке после 4-го СУ. Таким образом, сбылись для пилота самые неутешительные прогнозы. Без лидера группы в 1-й десятке абсолюта осталось три представителя А-3 зачета. Юкка Хилтунен, Арии Виховайнен и Янне Туохино. Виховайнен на 1-м Лапландском этапе добыл второй групповой финиш и теперь имел шанс стать лидером группы. Туохино в Арктическом ралли не повезло, зато пока он лучший среди пилотов своего зачета и немного ни мало – самый приближенный к абсолютному лидеру – Юхи Сало. Рассчитывать на то, что Сало растранжирит 25 секундное свое преимущество, конечно, было напрасным делом, но для Туохино думается, и второй финиш был бы большим успехом.
ТАБЛИЦА после 2-х секций.

СТАЙДЖ ТРИ

    Смеркается. Финны топят печи. Костры затухают. А пилоты, оставшиеся в строю, отправляются на темные и от того сложные ДОПы заключительной секции ралли Пеурунка, проложенные в том числе меж тех домов, в которых топят печи. Причем, определенные меры безопасности в таких случаях предусматриваются – плотно упакованные брикеты с соломой должны защитить финский дом от случайного столкновения с ним раллийного автомобиля. Как правило пилоты не испытывают особого желания въехать в чей то дом, но мало ли… Вдруг тормоза откажут? Они то вон какими раскаленными кажутся. Нештатных ситуаций не случилось, пилоты не потревожили серьезно местное население, разве что звуком моторов. Всем пилотам, что поехали в заключительной секции, удалось финишировать – в темных лесах никто не остался. Что касается лидеров, то как мы и предполагали – фундамент, созданный лидерами в первых двух секциях оказался крепким и перестановок в группах не произошло. Можно отметить только, что представители N-3 зачета постарались вытеснить из абсолютной тройки соперников из группы А-3, но эту задачу выполнили только наполовину: если Арии Виховайнена удалось приспустить на 5-ю строчку, то Янне Туохино нападкам со стороны Матти Рантанена и Кости Катаямяки не поддался – остался вторым, наименьшее число секунд проигравшим победителю гонки Юхе Сало. Тройка российских экипажей также успешно но добралась до финиша. Григорий Березкин, кстати, а последних ДОПах ралли заметно прибавил в скорости и, в конце концов, сумел покинуть последнюю строчку группового протокола, определив туда финского пилота Янне Берга.
СИНХРОН Березкин: я прибавил

    Игорь Соколов после финиша был заметно уставшим – чувствовалось, что удовлетворение результатом далось экипажу непросто.
СИНХРОН Соколов: доехали самое лучшее ралли.

    Радик Шаймиев и Максим Цветков, в очередной раз показав лучший российский результат на этапе Финского открытого раллийного Чемпионата были наиболее эмоциональными по прибытию к финишу и поэтому, наверное, немногословные.

    Ну и по традиции приветствуем победителей и призеров Пеурунка ралли 2008. В зачете А-3 Янне Туохино, Арии Виховайнен и Юкку Хилтунена, в группе N-2 зачета Юху Сало, Матти Рантанена и Кости Катаямяки. Две победы подряд не могут не радовать Юху Сало, да он и не скрывает своего восторга, пытаясь найти выразительные слова по-английски, но все же главным сочетанием слов было Вери Гуд!

    Отстающий теперь от Сало на 9 очков Кости Катаямяки не выглядит разочарованным и отвечая на вопросы говорит, что все только начинается и он со своим штурманом ждет своего шанса. Шанс встретиться с участниками Финского ралли-собрания нам представиться уже в первой декаде марта месяца. Так что смотрите репортаж с третьего этапа Суоми-Чемпионата. ТАХКО СПА РАЛЛИ 2008 в программах Видеоспорт АВТО
Всем удачи, всем побед!

    BAER(c)2008


Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4