СААРЕМАА RALLY 2008



ВИДЕОСПОРТ АВТО

С.Малимонов

    Студия БАЕР и программа Видеоспорт представляют ралли Сааремаа 2008. Культовая гонка считается завершающей в сезоне для пилотов сразу нескольких стран. Красиво завершить сезон мечтают все, но коварный остров Сааремаа не прощает ошибок. Все подробности ралли прямо сейчас смотрите в программе Видеоспорт

    Исторически свободолюбивый и самобытный остров Сааремаа вот уже пятый десяток лет принимает гостей в конце осени, чтобы по-спортивному отпраздновать окончание раллийного сезона. Мегамногонациональный состав участников гонки – тоже традиция. Здесь всех принимают одинаково тепло и радушно. Осенью 2008 года в Сааремаа высадился десант без малого полутора сотен экипажей. А это, учитывая группы техобслуживания, тренерского корпуса и просто болельщиков никак не менее двух тысяч человек. Для жителей Сааремаа дни проведения последнего в сезоне ралли уже национальный праздник, по сути… Для гостей – пилотов и праздник и гонка в одном контексте.

    СИНХРОН Радик: я не знаю, по настроению такая хорошая гонка.

    СИНХРОН Жидков: это одна из лучших гонок Эстонского Чемпионата.

    СИНХРОН Синицын: Это моя любимая гонка.

    СИНХРОН Слава Попов: Культовая…. Праздник.

    Опять же по-традиции ралли Сааремаа проводиться в два дня. И вечером первого дня после праздничной церемонии представления пилотам предстояло пройти три СУ 1-й секции гонки.

    Общая протяженность стартовых ДОПов невелика всего 15 км, однако поздний старт означает финиш в кромешной темноте. Но таковы традиции ралли на острове Сааремаа, необыкновенно красивом со своим осенним шармом.

    Надо отметить, что кроме как таковой завершающей сезон гонки для многих гостей, Сааремаа ралли еще и последний этап Чемпионата Эстонии, так что интрига была еще и в том, кто станет Чемпионом этой страны. Особенно интересной виделась борьба пока еще действующего Чемпиона в группе N Райнера Ауса и претендента Отта Танака. Оба молоды, оба амбициозны, оба прошли школу Марко Мартина. И оба в фаворитах на финише эстонского сезона. 1-й стартовый номер, к слову, получил Отт Танак. Его Субару Импреза поначалу не был самым резвым, но к финишу первой секции (а она заканчивалась 2-х километровой дистанцией параллельных стартов) Танак все-таки выбрался в лидеры зачета N-4. После финиша Отт был настолько серьезен, что выдавил из себя только одно слово. Но по-русски

    СИНХРОН: нормально

    Надо сказать, что пилоты группы N с первого ДОПа доминировали в гонке. Так второе время в 1-й секции Сааремаа ралли показал Маргус Реммак. Его Лансер 9-й эволюции проиграл лидерскому Субару 3,2 секунды, однако на финише пилот был заметно общительнее.

    СИНХРОН Реммак: нормально, главное ралли завтра, скользко, конечно..

    Райнер Аус стартовал в Сааремаа под пятым номером. Странно. Но это решение организаторов. Аус выиграл один ДОП из трех, но этого не хватило для лидерства. Результат Чемпиона 2007 года пока третий.

    СИНХРОН Аус: начали здорово, выигрывали что-то около 2-х секунд, но на заключительном отрезке все растеряли. Честно говоря, я не очень то люблю ехать в темноте.

    На четвертой позиции в первой секции обосновался заявленный под 3-м номером Маргус Муракас. Раллийный эстонский долгожитель, признанный мастер, не раз становившийся Чемпионом за всю многолетнюю карьеру. В последние годы талантливая молодежь составляет опытным мастерам серьезную конкуренцию, но Муракас традиционно ко всему относиться философски и с юмором.

    СИНХРОН Муракас: нормально, машина целая. В такой конкуренции это хорошо, в нашем классе почти миллион машин.

    Замкнул пятерку лидеров группы N по итогам первой секции Эгон Каур. Он ехал в Сааремаа на Субару под седьмым номером стартовым. Ехал, как видим, неплохо. Но 12,4 секунды все же проиграл лидеру.. Этот результат был для Каура неудовлетворительным. Так что на финише пилот был невесел.

    СИНХРОН: Я не очень доволен, чтобы быть довольным нужно ехать быстрее. Попробую завтра.

    Из числа тех, кто мог бы, да не оттянул до максимума можно отметить в группе N субаровца Аго Аху, который и не скрывал, что осторожничал. Так как очень хочет ехать второй день ралли. Ну и Витаутаса Шведаса – литовский гость Сааремаа хоть и приехал к финишу 1-й секции с высоким шестым результатом, считает, что можно было бы и лучше проехать, если бы…

    СИНХРОН Шведас: не угадали с покрышками, завтра будет легче..

    Замкнули первую десятку группы N и одновременно абсолютного зачета гонки при Сааремаа Марко Какко, Иварс Гаун, Аугер Пярс и Приит Салури, причем Салури был, кажется, довольным, что смог ехать быстрее, чем лидеры зачета А-8.

    СИНХРОН Салури: ехали как Попов

    Приит не ошибся на много, действительно, Слава Попов ехал с такой же скоростью, как Салури, правда, этого результата Попову хватило, чтобы быть в своем зачете вторым после Тииму Пулккинена. И все равно Слава не был доволен собой на финише секции.

    СИНХРОН Слава: плохо едется.

    Третьем в группе А первую секцию завершил Янус Муракас – брат Маргуса, что много добился в автоспорте. Янус в ралли пришел относительно недавно – лет 5 назад, уже состоявшимся крупным эстонским бизнесменом. И брат теперь имеет шанс стать Чемпионом Эстонии в своем классе.

    СИНХРОН Муракас: 1-й день перестараться нельзя, ждем завтра.

    Представителей зачета А-8 было в гонке втрое меньше, чем машин группы N-4. Наиболее высокий стартовый номер из российских экипажей получил экипаж команды ТАИФ Шаймиев – Кафаров. 45-й. Честно говоря, после того, как в прошлом году Радик Шаймиев финишировал в Сааремаа 12-м, следовало ожидать, что номер старта будет как минимум из 1-й 20-ки, но организаторы решили никого из россиян не выделять особо.

    СИНХРОН Радик: Да нет, это наша ошибка, что хотя бы не спросили зачем.

    Обоснованными претензии будут, тогда, когда высокие результаты не единичны. Так значит едем за таковыми. Первая секция Сааремаа ралли 2008 года почти вся получилась для ТАИФовцев темной. Так называемые люстры были включены уже на старте. Три ДОПа прошли достаточно ровно. Были нюансы по поводу второго. Там пришлось попрыгать и вдоволь нахвататься вспышек фотокамер на этих самых прыжках. Со стороны красиво, конечно, но пилотам потом еще ехать надо, а в глазах пресловутые зайчики скачут.

    Единственный автомобиль S-2000 от команды ТАИФ в ралли Сааремаа в группе N возглавил российский список, но это не вдохновило пилотов на общение после финиша. Вторым в N-групповом рейтинге россиян вторую секцию завершил Иван Миронов. Субару Импреза экипажа Миронов-Денисов по ходу второго ДОПа секции столкнулся с форс-мажорной проблемой.

    СИНХРН Миронов: уперлись в впередиидущего, до сих пор не знаю что было.

    Позже выяснилось, что серьезный аварийный сход совершил эстонский Субару Рауля Вило. О продолжении гонки не могло быть и речи, более того, пилотам потребовалась медицинская помощь. Одним словом, остров Сааремаа красив, но суров, а ралли Сааремаа, как и ожидалось, не просто автомобильная прогулка.

    Утро второго дня Сааремаа 2008 случилось пасмурным, ветреным и периодами дождливым. В таких условиях пилотам предстояло преодолеть три секции из 8 ДОПов общей протяженностью около 90 км. После первого дня организаторы Сааремаа ралли произвели регруппинг участников, так что первыми на трассе оказались не лидеры зачетов. Так в группе N открывать второй соревновательный день на ДОПах второй секции чести удостоен был Айгар Пярс – он был 10-м по результатам 1-й секции. Первый из трех ДОПов секции проходил по побережью, где сильный ветер все-таки высушивал грунт. Но как только пилоты оказывались в лесном массиве – дорога становилась очень скользкой, оттого и аварийноопасной.

    Так Субару Айгара Пярса в одном из виражей не смог объехать камень и… в буквальном смысле доковылял до финиша на 2-х колесах. По правому борту оба колеса даже и не напоминали то, что помогает автомобилю двигаться.

    СИНХРОН Кристо Калас (штурман): Много камней и на скользкой дороге не все удалось объехать. Результат вы видите. Мы уже не сможем продолжить гонку, но это ралли…

    Вторым штурмовать секцию отбыл экипаж Приита Салури. Картинка из его автомобиля лишний раз констатирует насколько разные дороги приходилось проезжать пилотам. И относительно широкие, скоростные, и извилистые лесные, порой настолько узкие, что казалось, и машина – то не пройдет. Не без проблем, но Салури доехал до финиша, только однажды потеряв время, когда не уместился в первый 90 градусный поворот. Собрал ленточки, по травке прокатился, но выехал на трассу.

    СИНХРОН Салури: сложно дождь, первому ехать сложно, следов нет.

    Относительно удачно секцию проехали пилоты. Стартовавшие 3-м, 4-м, 5-м и 6-м. Иварс Гаун, Марко Какко, Эгон Каур и Витаутас Шведас. Последние двое и результаты приличные привезли. Каур третье время секции, Шведас 4-е. И опять литовский пилот на финише корил себя за ошибку.

    СИНХРОН Шведас: не попали с шинами, не самое лучшее время.

    В принципе Шведас был прав, когда говорил, что время не самое лучшее. Следом за ним стартовал Маргус Муракас и по ходу секции Муракас шел с лучшим, чем у всех уже стартовавших результатом. Да, сложно, да опасно, пилот с таким опытом знал, что только так, на грани абсолютного риска можно добыть победу. Вот только чуть-чуть не рассчитал Маргус эту самую грань. На одном из участков шестого ДОПа его Митсубиси Лансер 9-й эволюции мчался быстрее, чем следовало и.. на полном, практически, ходу сорвался с трассы в заросли леса. Для Маргуса победа в Сааремаа ралли вполне могла стать Чемпионской. Перед гонкой он отставал от лидера Отто Танака на 5 очков и на 2 очка от второго в эстонском рейтинге Маргуса Реммака. Но теперь говорить о продолжении борьбы не приходилось. Более того, спустя несколько минут в то же самое место, на той же высокой скорости угодил еще один пилот. Субару Георга Гросса, что говориться, добил Митсубиси Маргуса Муракаса. Да и сам остался рядом в разобранном состоянии. Как там говорят, снаряд дважды в одну воронку не попадает?. В ралли, как видим, попадает. К счастью, здоровью пилотов ничего не угрожало, и некоторое время спустя философ Муракас со свойственным ему спокойствием комментировал происшествие.

    СИНХРОН Муракас: опоздал торможением, яблоня, потом Георг въехал, можно в шахматы играть.

    Еще один претендент на чемпионство Маргус Реммак стартовал уже после трагедии Муракаса и видел, конечно же, неудачу конкурента. Но и Реммака перед самым финишем секции подстерегла неудача. Пробито правое переднее колесо и на его замену потребуется время.

    Прежде всего такую мрачную для себя перспективу Реммак нарисовал потому, что Отт Танак – его главный оппонент – финишировал во 2-й секции без особых проблем. Да, на одном из ДОПов его Субару чуть занесло, но это по сравнению с бедами других ничто. Танак не выиграл ни одного СУ секции, но сохранил позиции лидера.

    Теперь ближайшие к нему конкуренты определился Райнен Аус, которому удалось проехать боевые ДОПы быстрее всех. Теперь Ауса от Танака отделили всего 3 секунды.

    В группе А быстрейшим оказался Слава Попов. Мало того, что он взобрался на лидирующую позицию группового протокола, так еще и заручился почти восемнадцатью секундами преимущества над Янусом Муракасом. И это притом, что Попов по ходжу секции тоже ленточки собирал.

    Для россиян, участников Сааремаа ралли вторая секция получилась в неменьшей степени трудной. В расстановке сил в группе N ничего не поменялось. Экипаж Шаймиев – Кафаров снова был быстрее соотечественников, причем в течение всей 2-й секции ТАИФовцем удалось все же увеличить отрыв, скажем, от Ивана Миронова с 1-й до 10-ти секунд.. По итогам секции Пежо 207 Спорт котировался 18-м в своей группе. Главное, что множество традиционнопроблемных участков экипажу удалось преодолеть без проблем. Ну и как обычно основная масса зрителей собирается где? Там, где велика вероятность увидеть острые ситуации. На одном из виражей пятого СУ полтора десятка машин устроили болельщикам шоу. Наибольшее число подзалетевших здесь были автомобили, чьи стартовые номера начинались с шестерки. 66-й Куликов - Гоголев, Субару. 65-й Хейсконен Хонда. 63-й Ситроен Сандера Пярна – долго выталкивали болельщики, но вытолкали. 69-й Митсубиси команды АГК. Самого Александра Горлашкина в Сааремаа не было, но вот Роман Соколов допустил переворот Лансера 6-й эволюции оригинальной раскраски. Последним из шестидесятников отметился Роланд Муракас. Похоже Муракас весьма распространенная в Эстонии фамилия. Хонда осталась без нескольких деталей кузова, но уехала.

    За время подготовки к третьей секции ралли Сааремаа ветер разогнал дождевые тучи и существенно подсушил дороги, так что в перспективе большого количества сходов не прогнозировалось. Однако куда же без них в ралли!

    Приит Салури стал первопроходцем 3-го круга Сааремаа ралли 2008 года. Существенно Салури не прибавил, но по случаю многочисленных потерь в зачете N-4 подобрался к лидерам, т.е. пятерке быстрейших в своей группе. От того у Приита на финише было прекрасное настроение.

    СИНХРОН Салури: стало легче.

    Не все из пилотов были согласны с тем, что все абсолютно хорошо. Вот Иварс Гаун, постепенно вытесненный конкурентами из 1-й десятки группы N на финише все еще скользил.

    СИНХРОН Гаун: Скользко..

    Витаутас Шведас, почувствовав подсохнувшую трассу, сумел одержать победу на одном из двух ДОпах секции и выйти на чистое третье место в зачете N -4.

    СИНХРОН Шведас: наконец подобрали покрышки.

    Маргус Реммак, потерявший время на замену пробитого колеса (около 30 сек.), не опустился слишком низко в рейтинге, сохранил 4-ю позицию, но на финише опять принялся считать очки. И свои, и конкурентов, которых для него стало еще на одного меньше после схода Эгона Каура.

    СИНХРОН Реммак: серебристое уже есть.

    Машину Эгона Каура мы нашли в поле, без переднего правого колеса. С самого начала гонки Каур был всем недоволен. Вот и теперь грустно вспоминает случившееся.

    СИНХРОН Каур: да этот поворот моя, только моя ошибка, не рассчитал правильно скорость при входе, вот и закончил в поле.

    В списке неторопившихся в третьей секции было не так много экипажей, как в предыдущей. Однако некоторые сходы были стратегически недопустимы. Так Слава Попов исчез из протоколов, поставив вопрос по поводу своего третьего места в Чемпионате Эстонии в группе А. Ну а в группе N россиянин Иван Миронов со второй попытки все же попался на ловушку – мостик. Переворот через крышу, приземление удачное – на колеса. Несколько секунд задержки и российская машина возвращается в гонку. Правда, теперь уже в нее, как говорят, упираются соперники сзади.

    СИНХРОН Миронов: не очень удачно.

    Радик Шаймиев – Тимур Кафаров имели на протяжении трех секций достойного преследователя в лице Ивана Миронова, и вот потеряли. Два ДОПа 3-й секции ТАИФовский Пежо 207 проезжал непременно в 1-й 20-ке и возможно, поэтому журналистам удалось на сервисной паузе пообщаться с пилотом.

    СИНХРОН Радик: вчера неуютно было, ночь.Скользко, у каждого свой предел.Мы не меняли резину, на сухой едем., физика.

    После восьми пройденных СУ из 11-ти запланированных экипаж Шаймиев – Кафаров заручился 14-й позицией в групповом протоколе. Еще 2 вверх и будет повторен результат прошлого года здесь, в Сааремаа.

    Отт Танак и Райнер Аус, как и предполагалось, превратили гонку в личное соперничество прежде всего. Аусу, нестабильно выступающему в этом сезоне, непременно хотелось доказать, что он сильнее. Вот и в третьей секции Райнер сохранил шансы объехать конкурента.

    СИНХРОН: да в одном повороте немного ошибся, но в целом ехал неплохо.

    Отт Танак, в свою очередь, по-прежнему гнул свою лидерскую линию, не обращал ровным счетом никакого внимания на просьбы прокомментировать гонку. Не по годам суровый парень. Однако он лидер перед заключительной серией, значит все правильно делает.

    Заключительная секция Сааремаа ралли 2008 года запомниться тем, что в ней фаворитом был Райнер Аус, стремительно проследовавший во главу протоколов. Но так же стремительно он оттуда и пал. И все дело в том, что еще в начале второго дня Аус нарушил регламент – поменял 2 пробитых колеса. Казалось бы незаметно, но увидел кто-то, сказал кому-то, протестик на судейский столик и нет очков у Ауса. Так что Отта Танака можно было уже заранее поздравлять с победой в Сааремаа.

    Витаутас Шведас был быстрейшим в параллельных стартах, да и следующие два ДОПа проехал в тройке, так что его вторая позиция заслуженная.

    Дисквалификация Ауса справедливостью аукнулась Маргусу Реммаку, который, несмотря на проблемы, трудился, изо всех сил и дотрудился до бронзового подиума Сааремаа ралли.

    Лучший российский экипаж (Шаймиев – Кафаров) доехал до 11-го места в группе N, так что теперь эстонские организаторы вряд ли сошлют ТАИФовский экипаж в пятый десяток стартующих. Два года подряд финишировать в районе десятки – это уровень, достойный признаний.

    СИНХРОН Радик: спасибо, всем!

    Единственное, что могло серьезно омрачит праздник, это эпизод на предпоследнем ДОПе гонки. Одна из машин переднеприводного зачета потеряла траекторию и выехала в зону для болельщиков. Хорошо, что в группе не менее 100 человек никто не потерял бдительность, и трагедии удалось избежать. Так что быть болельщиком ралли тоже дело серьезное.

    Венцом любому раллийному предприятию случается подиум. Это представление тех, кому покорилась очередная гонка, ну и традиция чествования победителей. Причем всего Чемпионата. В 2008 году бронзовым в группе N стал Маргус Муракас – его искореженный Митсубиси конечно на подиуме не был, но отметить стоит.

    Серебряным сезоном запомнится Маркус Реммак, а раллийным золотым Эстонии впервые в своей карьере наградил себя Отт Танак. Танак – один из самых молодых Чемпионов своей страны.

    Столица острова Сааремаа – Курессааре еще долго чествовала всех гостей последнего ралли 2008 года, а гости, кроме прочего обсуждали уже стратегии сезона следующего. Ралли продолжается. Это Видеоспорт.

    BAER(c)2008

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4