SM FINSCO RALLY 2009 (Хювинкяа)/ ФИНЛЯНДИЯ


    Итак, добро пожаловать в легендарную раллийную Финляндию в местечко Хювинкяа, в окрестностях которого пролегли маршруты седьмого, заключительного этапа Чемпионата страны 1000 озер.

    На сезонный десерт организаторы предложили участникам прокатиться по 19ти спецучасткам общей протяженностью 200 километров – это в 2 с лишним больше, чем протяженность обычного этапа. Впрочем, и очков в Хювинкяа разыгрывалось побольше, что уже само по себе вносило определенную интригу, так как в случае успеха пилоты – лидеры получали шанс номинироваться… в пятерку лучших, скажем. В частности, в группе N-4 официально неприкасаемым считался только один пилот - Яри Кетомаа. По ходу предыдущих 6ти этапов он оторвался от преследователей на недосягаемое количество очков и досрочно оформил Чемпионство. А вот остальные места на итоговом подиуме не были неоспоримыми. Так что на итоговую гонку сезона заявились все сильнейшие пилоты текущего год

    Среди участников были и российские пилоты - Андрей Юшин, Евгений Черкасов, Сергей Угер и Радик Шаймиев. Пежо S 2000 команды ТАИФ из Казани получил наиболее высокий номер – 29й. Шаймиев, пожалуй, на день сегодняшний самый известный ралли-пилот из России – не первый год уже в числе постоянных участников Финского Чемпионата… Как и положено над расположением команды в течении гонки развеваются флаги России, Татарстана и будущей Универсиады 2013 года…

    Первый на трассе – чемпионский автомобиль Яри Кетомаа. Конечно же, Кетомаа мог и не ехать последний этап Чемпионата, но он все же стартовал. И не только потому, что гонки – его жизнь.

    В первой секции SM Finnsco ралли Кетомаа показал стабильную езду и третье время в группе N-4.

    Для основного претендента на серебро финского Чемпионата Юхи Сало выиграть заключительное ралли сезона тоже не являлось необходимостью. Пары очков было достаточно заработать, а это значит финишировать в десятке… Однако Сало с усердием стартовал на трех ДоПах 1й секции и возглавил зачет, выиграв у ближайшего конкурента восемь секунд.

    Если кто и мог обойти Сало в борьбе за серебро сезона, так это Кристиан Солберг и Юкка Кетомяки. Эта пора не сказать, чтобы на пятки наступала, но теоретические шансы имела. Впрочем, Солберг и Кетомяки еще между собой боролись за бронзу Чемпионата… В первой секции Солберг был поактивнее и именно он стал тем самым ближайшим к Сало конкурентом, отстававшим от лидера на 8 секунд.

    Юкка Кетомяки в число особо удачливых входит уже только потому, что без очков остался лишь на одном этапе Чемпионата и теперь с сорока очками претендует на место в тройке лучших. Дважды Кетомяки был бронзовым на этапах, а теперь в первой секции заключительной гонки он пятый. На две с половины секунды быстрее него секцию промчал Янне Туохино, за что и был удостоен 4й строчки рейтинга группы N-4. На Пежо 207 S2000 Туохино 5й стартовый номер и он также потенциальный претендент на итоговый сезонный подиум. Очков у Туохино на 5 меньше, чем у Солберта и Кетомяки. Но желания и квалификации вполне достаточно…

    Как-то незамеченным в дебюте ралли остался еще один пилот Чемпионата Финляндии – Кости Катаямяки. Тот самый, что на 1м этапе сезона был серебряным и грезил стать Чемпионом, но по ходу сезона так и не смог реализовать свои возможности. Вот и в Хювинкяа Каталмяки подстерегла неудача – на заключительном ДоПе 1й секции он пробил колесо своего Лансера 10й эволюции и скатился в самый подал рейтинга.

    В перспективных закончил секцию Арии Виховайнен, Томми Лоустаринен, Тииму Арминен, Марко Какко, Кари Али-Ронтана. Да и Йони Никко, можно сказать, не остался без шансов, хоть и травмировал свой Мицубиси Лансер 9й эволюции…

    Своеобразный российский зачет в рамках финского этапа Чемпионата в 1й секции возглавил Сергей Угер. Его «Субару» добыло в 1й секции 18й результат, что вполне достойно, учитывая, что Угер в этом сезоне в Финляндии не ехал… Пару десятков секунд проиграл Угеру на 3х ДоПах секции казанец Радик Шаймиев. После серьезной аварии, которая случилась за неделю SM Финско ралли, само участие экипажа команды ТАИФ было под вопросом… Однако, машину успели восстановить, и теперь основным был вопрос психологического состояния экипажа. Настроиться на полноценную серьезную работу менее, чем через неделю со дня аварии, по меньшей мере, непросто. После финиша 1й секции Радик Шаймиев не скрывал, что процесс пока продвигается сложно.

    Несомненно, вопрос абсолютного понимания внутри экипажа - главнейший. Так что вернуть уверенность - все равно, что заново научиться ходить. Вторую секцию ралли Хювинкяа таифовский экипаж завершил на 17й строчке протокола группы N-4. Теперь уже не проиграв экипажу Сергея Угера и даже немного сократив преимущество, которое угеровцы добыли в первой секции. Для Угера. Кстати, гонка в Финляндии тоже не прогулка – первые в сезоне выехав на Суоми маршруты Угер исключил риск по объективным причинам.

    Компания дебютантов дополнил в Хивинкаа интернациональный экипаж Смайлов–Русов. Для молодого казахского пилота, как он сам отмечал, гонка в Финляндии стала 1й в карьере уровня пять звезд. Финансист из Алма-Аты занимается ралли 2й год и пока у себя в Казахстане считается, перспективны, но не больше. Хотя намерение у Армана Смайлова весьма серьезные – тренироваться Ии ехать весь финский чемпионат в 2010м году. Надо заметить, что машину ему построили в мастреских Томми Мяккинена, да и обслуживание новой Субару Импруа WRC ведут те же специалисты.

    Понятно, что дебютную гонку Смайлов ехал предельно осторожно, заодно, привыкая к новому штурману опытному Андрею Руссову… Показатели Смайлова после 2 секции были скромными, по ниже него в протоколе значились три финна: Атте Алланен, Кости Катаямяки и.. Тииму Арминен.. Последний оказался в аутсайдерах по той же причине, что и Катаямяки – пробито колесо, потеряно время…

    По результатам 2й секции отчетливо обозначились пятерка лидеров гонки, замкнул которую Янне Туохино. Янне выиграл 1й спецучасток, но продолжить в победном стиле не сумел, хотя и проиграл основным конкурентам немного. Тот же Юкка Кетомяки опередил Туохино всего на полторы секунды. Кетомяки четвертый в рейтинге после 2й секции… Третьим без напряга, как могло показаться, ехал секцию Яри Кетомаа. Не преуспев в параллельных стартах, Кетомаа дважды был 3м и однажды 2м на протяженных ДоПах и на финише продолжал улыбаться всем, кто был рядом…

    Кристиан Солберг – вот кто старался выжать из себя и из машины максимум возможного. Третье, два вторых и одно 4е время – несомненно, показатель того насколько усердно работал Кристиан Солберг, однако был еще один пилот, который сработал лучше. Юха Сало, средненько откатав параллельку, затем просто не оставил шансов соперникам. Трижды первое время показал Юха Сало и… заслуженно упрочнил лидерство в группе N-4. К восьми секундам добавил еще 13 и… простите господа, соперники, но пока я в полном порядке…

    Что ж, солнце уже клонится к закату, а в программе 1го дня SM Финско ралли остается невыполненным еще один пункт – 3 я секция. Она то тала самым тяжелым испытанием для всех – и для пилотов и для болельщиков и дл средств массовой информации. Представьте только - семь скоростных участков без сервисных перерывов, общей протяженностью около шестидесяти километров!! Разве что на самолете можно было успеть за событиями…

    В 3й секции стартовали в параллельных заездах. Интересной получилась дуэль 1го и 2го номеров финского раллийного рейтинга. Лидер гонки – Юха Сало - не обыграл Яри Кетомаа. Две половиной секунды привез Сало на финише двухметрового спецучастка.

    Однако на остальных шести ДоПах Кетомаа был не так быстр, как Сало. Юхи удалось четырежды быть лучшим и завершить во многом определяющую секцию абсолютным лидером с преимуществом только перед ближайшим соперником в 37 секунд. Остальных пилотов Сало опережал на 1,5 , 2 минуты так далее… вторым, как раз, и тал по итогам 3х секций Яри Кетомаа… Причем, не столько из-за своих удачных финишей, сколько по причине неудачи соперника по фамилии Солберг.

    Для Кристиана Солберга все в 3й секции начиналось неплохо – он в параллельных гонках был резвее оппоненте своего – Юкки Кетомяки, так что отправился в долгий путь по финским полям и лесам воодушевленным, окрыленным идеей все таки навязать борьбу Юхе Сало… Правда потенциально долгий путь для Солберга оказался коротким. Девятый скоростной участок стал непроходимым для Кристиана. Проблема, как часто бывает, внезапна на ровном, хорошо просматриваемом и читаемом участке ДоПа. Затяжной правый вираж на деле выиграл с экипажем злую шутку. Субару занесло больше требуемого и… вытянуло на внешнюю обочину:

    Теперь, без Солберга за бронзу Чемпионата Финляндии активно включились Юкка Кетомяки и Янне Туохино. После трех секций Кетомяки был третьим в группе N-4, а Туохино 4м. Напомним, Туохино было необходимо выигрывать у Кетомяки 6 очков, чтобы обойти конкурента. Судя по результатам 1го дня гонки, пока удача не на стороне Туохино и его Пежо 207 S2000.

    Всего в Хювинкяа были заявлены две S2000 машины. Второй «Пыжик» пилотировал Радик Шаймиев. Его путь 3й секции ралли начался с победы в параллельном заезде над Матиасом Терманом. Финский экипаж чувствовал себя настолько неуверенно. Что умудрился на 2х километрах дважды попасть в нехорошие ситуации…

    Причем, после первой ошибки Терман явно мешал Шаймиеву ехать быстро, так что татарстанцу приходилось оттормаживаться… Известно, что параллелька – можно сказать конек Радика, но на этот раз блеснуть высоким результатом помешали объективные обстоятельства. Далее на ДоПах 3й секции экипаж Шаймиев-Кафаров ехали строго восемнадцатыми, значит, шансы психологически спастись еще оставались. Финишировали пилоты в кромешной темноте – ехать с люстрами, кстати, тоже надо уметь, а для большинства участников в сезоне ночные ДоПы впервые встретились…

    Сергей Угер по итогам 1го дня SM Finssco rally удержался на подиуме лидера российского представительства, хотя проблем по-прежнему много

    Да уж, уровень подготовки и техники, и самих пилотов переднеприводного класса машин в Финляндии на уровне, не случайно они зачастую быстрее многих пилотов той же группы N-4. ..

    Новый день – новая гонка. Точнее гонка то тоже продолжается, но не всегда по сценарию дня первого. В частности экипажу из Казани (Шаймиев-Кафаров) крепкий здоровый сон дополнительно помог справиться с психологической проблемой.

    На ДоПах второго соревновательного дня SM Finssco rally ехал уже другой экипаж – уверенный и быстрый может быть на все его процентов, но вера в себя и сотоварища вернулась к экипажу. 65 километров четвертой секции гонки, конечно же, не могли серьезно повысить рейтинговый статус таифовцев, но и не в этом уже была суть… Дополнительно возможным было, что и неприятности обошли… Те же камни на финских дорогах не нанесли смертельного удара покрышкам колес… А вот экипажу Сергея Угера в этом плане не повезло… де-то нашли ребята свой камешек и были вынуждены остановиться для замены колеса.

    Эта временная потеря экипажа Угер – Чикин внесли очередные перестановки в распределение позиций в группе N-4. обретшие уверенность таифовцев, например, теперь 13е в зачете, причем финишную отметку 18го спецучастка проехали под всеобъяснющий комментарий штурмана – Тимура Кафарова…

    Питерцы Юшин – Силиванова за ночь проблему с голосовыми связками штурмана частично решили, но это не спасло их машину от разворота на предпоследнем допе 5й секции. Впервые «Хонда» Юшина прибыла к финишу с ущербом – где-то в лесу осталась половина бампера…

    Четвертая секция по сути была последним шансом Юкки Кетомяки закрепить свой текущий успех и не оставить вариантов конкуренту в борьбе за бронзу Чемпионата. 16й и 17й ДоП Кетомяки проехал быстрее, чем Янне Туохино и, казалось, бронзочка была у него в кармане… Но финишировал Кетомяки на 18м скоростном участке только 30м! Причина банально - пробили колесо, меняли и потеряли столько, сколько не отыграть ни за что. Этим просто королевским подарком соперника спокойно и уверенно воспользовался Янне Туохино. 5е, 2е, и 4е времена на допах 4й секции в активе Янне и он теперь крепенько стоит на третьей позиции протокола группы N-4, а его главный конкурент смещается на седьмую строчку!

    Сход Кристиана Солберта и форс-мажор Юкки Кетомяки сделали Янне Туохино бронзовым призером Чемпионата

    Четвертая секция расставила по местам всех призеров. Юха Сало, оставшись вне опасности после неудач Солберга и Кетомяки теперь уже мог не волноваться он - серебряный призер Чемпионата.

    Яри Кетомаа после 18ти ДоПов ралли сохранил за собой 2ю строчку протокола, а это не много – ни мало 20 очков.

    Несмотря на то, что ответы на все главные вопросы были очевидны, пилотам предстояло преодолеть еще 2 км 600 метров SM Финско ралли.

    Параллельные старты в значительной степени статистические результаты уже не изменяли, но посоревноваться – покуражиться, прощаясь с финским раллийным сезоном никто не откажется… Так Яри Кетомаа в очередной раз обыграл Юху Сало, Янне Туохино снова был быстрее Юкки Кетомяки…. Радик Шаймиев и в третьем очном споре с Маттиасом Терманом был быстрее, причем результат экипажа Шаймиев-Кафаров стал 9м в абсолютном рейтинге… Другими словами, таифовцы своими руками себя правили всю гонку и справили победу над неуверенностью….

    BAER(c)2009


Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4