TAHKO SPA 2008 РАЛЛИ



ВИДЕОСПОРТ АВТО

С.Малимонов

    Последнее в 2008 году зимнее Финское раллийное собрание, третий этап Суоми Чемпионата. Одна из самых массовых гонок страны 1000 озер и одна из самых непредсказуемых в плане результатов. Тахко Спа ралли 2008 – все подробности прямо сейчас в программе студии БАЕР Видеоспорт АВТО!

    Добро пожаловать в Нильсию. Это не самая северная провинция Финляндии, но здесь, бывает, в марте еще достаточно снежно. В прошлом году, правда, традиционное ралли чуть было не отменили – затяжная оттепель едва не съела все снежные запасы, но в году нынешнем, как видим, толщина снежного покрова более чем достаточна. Бури и метели землю одолели. Это не только про Россию. За неделю до Тахко Спа ралли Нильсию тоже накрыло приличным ветром со снегом, так что даже знаки дорожные согнулись. Зато горнолыжники, сноубордисты и любители снегоходов оперативно отреагировали, заполнив до отказа все многочисленные в этих местах курортные заведения. Не без проблем, но своевременно добрался до места назначения и наш студийный автомобиль. Ветерок автоспортивного движения, чьи колеса прокатили вдоль и поперек всю Европу от Поволжья до берегов Атлантики и от Черного моря до Финско-Шведского многоозерья.

    На одном из этих озер, а точнее на ледяном его покрове организаторы Тахко Спа ралли 2008 организовали первый спецучасток гонки. Причем это своего рода пролог состоялся вечером накануне основного раллийного дня. Решение нестандартное еще и потому, как все было организовано. На дистанции в 2,5 километра машины выпускали с интервалом в 10 секунд, причем никаких электронных датчиков замечено не было, только множество судей-хронометристов с… секундомерами.. У российских пилотов даже появились мысли, что все это шоу, результаты которого и во внимание то приниматься не будут. Но раз все поехали, значит всем надо. Все это более сотни экипажей восьми стран Европы. Гостевой сектор, как правило, в больших финских турнирных разборках не участвует, но как минимум, колорита своего добавляет. В основе своей эдакой дебютной частью гонки гости остались довольны.

    ОТ России в Тахко Спа ралли ехали 4 экипажа. Так команда ТАИФ вновь подготовила к зимней гонке Митсубиси Лансер 8-й эволюции, правда в очередной раз пилотировать отправился обновленный состав. Штурманское место в машине Радика Шаймиева занял Тимур Кафаров. Не новичок в раллийном деле, причем знакомый постоянным зрителям программы Видеоспорт АВТО по выступлениям в тех же Финляндии и Прибалтике за другие команду. На финише первого ДОПа кроссовый Еврочемпион Шаймиев сравнил дистанцию с варм-аппом, т.е. с пробой трассы, на которой в дальнейшем проводятся заезды гонки по автокроссу. В ралли, как известно, ДОПы повторяются не часто. Единственный экипаж, из числа российских, который остался недовольным стартом гонки, стал экипаж команды АГК. Александр Горлашкин на финише раскрыл тайну своего недовольства, точнее озабоченности.
СИНХРОН ГОРЛАШКИН Сцепление кончили, не знаем, сделаем ли?

    Без проблем проехать ралли, конечно, иногда получается, но в основном какие-то шероховатости не обходят стороной и их преодоление одна из составляющих успеха. Что касается лидеров Финского Чемпионата то, они все показали времена первой дюжины абсолютного зачета. Неожиданности? Пожалуй, им нашлось место. Так лидер группы N-2 Юха Сало на 2,5 ночных километрах проиграл лидеру 4,5 секунды, Юсси Вялимяки – лидирующий в зачете А-3 и вовсе 7 с лишним секунд. Однако первое время Арии Виховайнена само по себе не сюрприз – в этом сезоне Арии явно нацелен дать бой маститым и прославленным соперникам. Одним словом, ралли Тахко Спа подарили интригу в самом начале, да и далее гонка показалась непредсказуемо интересной.
ОТБИВКА

    Мороз и солнце день чудесный. Никто не дремлет – все на старте. Точнее на церемонии представления участников Тахко Спа ралли 2008 года. Ралли, напомним, с историей, продолжительность которой этой весной достигла 40 летней отметки. Юбилей, проще говоря. Прыжки радости в исполнении Кости Катаямяки, конечно юбилеем не обусловлены, но скорым началом гонки - точно.
СИНХРОН Катаямяки:

    Я рад, что наконец-то установилась отличная погода и, думаю, гонка будет интересной хотя и трудной. Трасса быстрая, но узкая, так что будем смотреть.

    Основной конкурент Катаямяки после двух пройденных этапов, Юха Сало, также был воодушевлен погодой.
СИНХРОН Юха:

    такая прекрасная погода гарантирует хороший трек, а это значит, что можно ехать предельно быстро. Мне очень важно на этом этапе заработать максимум очков, чтобы укрепить свое лидерство в группе перед летней частью Финского Чемпионата

    Юха сало первым стартовал во второй секции Тахко Спа ралли. На предыдущих этапах Сало не оставлял соперникам не единого шанса на победу, так что его предварительные планы закрепить свое лидерство было вполне обоснованными. Однако иметь горячее сердце и холодный разум не всегда удается даже опытнейшим пилотам. Стремление уже во второй секции реабилитироваться за четырехсекундное отставание на ночном ДОПе, похоже вывело Сало из рабочего психологического равновесия. На втором СУ Лансер 9-й эволюции под № 1 цепляет снежный бруствер и останавливается. Несколько попыток завести двигатель наконец-то дают результат. И Юха Сало возобновляет движение. Его время на первом из двух ДОПов секции 7-е с дефицитом 2,3 секунды. По всему видно, что шел-то Сало на лучшее время, да не дошел. Здесь бы успокоиться, ведь суммарные 7 секунд отыграть на 6-ти оставшихся ДОПах ему – лидеру не особо большая проблема, но горячий финский парень еще больше себя завел, за что и поплатился. На следующем скоростном его на первый раз пронесло, но на второй ошибке снег взял в крепчайший плен автомобиль Юхи Сало. В недавнем прошлом, кстати, Сало уже переживал эмоциональные периоды и научился успокаиваться и держать себя в руках. Но и на старуху, как видно, бывает проруха. Жаль, но Юха сало закончил Тахко Спа ралли, подарив соперникам шанс приблизиться к себе по очкам.

    Главным групповым соперником Юхи Сало после двух этапов явился Кости Катаямяки – он стартовал вторым и теперь имея отличную возможность как минимум сократить турнирное отставание от лидера и как максимум самому выйти в лидеры популярнейшего зачета N-2. Два вторых времени во второй секции позволяли Катаямяки с оптимизмом смотреть в будущее
СИНХРОН Катаямяки.

    Автомобиль в порядке, трасса супер, погода превосходная, так что все хорошо.

     Не зарекайся! Кости! Чуть позже и над тобой сгустятся тучи, впрочем, в тот момент действительно у Катаямяки было все ОК!

    Третий стартовый номер в Тахко Спа ралли получил Митсубиси Марко Какко – он финишировал с очками на предыдущих этапах ралли и был готов теперь укрепить свои позиции в N-2 зачете. В лидеры пока Марко не вышел, но стабильно ехал 5-6-м так что в своем зачете он в верхней части текущего рейтинга
СИНХРОН Штурман КАККО:

    не большие проблемы по ходу секции были – их, надеюсь, исправят на сервисе и мы продолжим гонку.

    Яри Кетомяя, в чьем активе пока только третий финиш в первом из двух прошедших этапов, на ДОПах второй секции Тахко Спа ралли вывел свой новый Субару Импреза в лидеры. Не в единоличные, но перспективные однозначно. Тем более что потенциал Кетомяя всем хорошо известен. По той же быстрой схеме отправился и Матти Рантанен, тот, что перед третьим Финским ралли-этапом был в пятерке N-2 зачета, причем на 2-м этапе Рантанен взял групповое серебро. Если бы не заминка в дебюте секции мог на равных правах с Кетомяя считаться лидером, но 6-7 секундочек пока позади.
СИНХРОН Рантанен:

    погода приятная, едем большое приятное ралли. Немного потеряли времени на старте секции, но потом, вроде бы проехали неплохо.

    Настоящей темной лошадкой группы N-2 проявил себя во второй секции Тиму Арминен. И проехал неплохо и ошибки потенциальных соперников группы сыграли за него. Вообщем на финише второй секции Арминен был первым в протоколе N-2 зачета
СИНХРОН

    Итак, Арминен лидер. И теперь пришло время пояснить почему так случилось. Ну, во-первых, как мы уже отмечали соперники подзадержались в части Рантанен, Какко, Никара протяженный второй ДОП секции проехали медленнее, а во-вторых, к Катаямяки и Солбергу были применены санкции судей. По три минуты на брата за нарушение временного регламента сервиса. Таким образом, и Катаямяки (так радовавшийся погоде) и Солберг, по сути, лишили себя вариантов, при которых можно было рассчитывать на победу в гонке.

    Кристиан Солберг прибыв в парк поначалу закрылся в автобусе, но позже появился перед журналистами.
СИНХРОН Солберг:

    Все так хорошо начиналось, хорошее врем на первом ночном СУ, да и вторая секция в принципе удалась. 3 минуты как тут быть довольным. Но это ралли.

    Поводов быть недовольным собой было много и у российских пилотов, принимавших участие в Тахко Спа ралли. Во-первых, Александр Горлашкин так и не смог привести в порядок сцепление и завершил гонку. Второй представитель команды АГК Артем Назаров ехал, большей частью наслаждаясь процессом и потому к финишу второй секции у него накопилось около 15 минут отставания от лидера и 10 минут от ближайшего согруппника. Андрея Юшина, заявленного в зачет N-1 (переднеприводный автомобиль) прилично побросало по сугробам – несколько раз ему приходилось буквально откапывать машину, чтобы продолжать участие в ралли. На этом фоне обновленный экипаж команды ТАИФ продемонстрировал просто высший пилотаж, не меньше. По-сути первое совместное боевое испытание – 2-ю секцию Шаймиев и Кафаров выдержали наура. Пара тройка лихих моментов, конечно, и у них случилось, но в итоге то получилось 12 рейтинговое место в N-2 зачете. В условиях повальных просто сходов этот результат должен значиться в активе экипажа, хотя сами пилоты на финише не устраивали из этого праздника
СИНХРОН Радик:

    достаточно скоростная трасса, колея, стараемся, едем.

    Примечательной особенностью Тахко Спа ралли можно считать эффективную активность пилотов А-группы, которые впервые в текущем сезоне достойно конкурировали с N групповыми экипажами. Наиболее успешные из Ашников уже упомянутые Арии Виховайнен, Юсси Вялимяки и Янне Туохино. Причем Туохино во второй секции свел на нет преимущество конкурентов, возглавив и свой зачет, и абсолютный протокол гонки с преимуществом (обратите внимание) в 17,5 секунд! И это притом, что перед стартом 2-й секции Туохино имел в дефиците 6 секунд. Это ли не дополнительный пример непредсказуемости Тахко Спа ралли?

     Кто-то в лидеры, а записной лидер тем временем уже и палатку сложил. Напомним Юха Сало уже не участник гонки. Самого Юхи в парке отыскать не удалось, так что комментировал невеселые события механик команды.
СИНХРОН:

     я не знаю точно как все произошло, но техника работала исправно. Может просто лед скользкий, а снег глубокий?

     Ну и завершим рассказ о 2-й проблемной для многих секции Тахко Спа ралли еще одним упоминанием.

    Ярмо Микконен стартовал в гонке на восстановленном Пежо 206 WRC но так и не блеснул мастерством более того, сошел на 3-м ДОПе. Получается такая картина – в прошлом сезоне Микконен едва не стал Чемпионом, а в текущем – пока не заработал ни одного очка. И так бывает в ралли.

    Основным и однозначно определяющим стал третий сектор Тахко Спа ралли, в котором были предложены пилотам четыре СУ общей протяженностью около 50 км. На таком отрезке в принципе если демонстрировать стабильно высокую скорость можно здорово преуспеть. Только не в ситуации, в которой оказался Катаямяки, все-таки 3 минуты – не отыгрываемый дефицит. Может и поэтому Кости не выиграл ни на одном из 4-х ДОПов 3-й секции. А вот существенным прогрессом запомнился Яри Кетомяя. Показав третье групповое время на стартовом 10-ти километровом отрезке сектора, затем Кетомяя проштамповал три подряд победы. Напомним, в этом сезоне Кетомяя едет на новой Субару Импрезе WRX , которая принесла ему бронзу в Лапландии, но не доехала до финиша в Лаукаа. Но как отмечал сам Яри, тот сход в Пеурунка ралли не был причиной технического характера
СИНХРОН Кетомяя:

    новая машина, конечно требует к себе внимания, но все проведенные тесты моего Субару констатировали, что это очень быстрая машина, которая способна держать непростые финские дороги, так что у меня все хорошо, тем более что я, кажется, стал лидером

    Да не просто лидером стал Кетомяя, а первым претендентом на победу. Ближе, чем на 26 секунд согруппники к нему не смогли подобраться. Хотя те же Марко Какко, Ярко Никара, Кайле Пипомяки могут поставить себе твердую четверку за 3-ю секцию. А вот Тииму Арминена ждала та же участь, что и многих других. Сход. Не справился с бременем лидерства Арминен, не сотворил для себя чуда, а болельщикам сенсации. В свою очередь Матти Рантанен сохранил вторую позицию в группе, которая досталась ему после пенализации результатов Катаямяки и Солберга., причем его вторая позиция весьма уверенная ближайший соперник снизу – в 21 секунде.

    Таифовский Лансер 8-й эволюции заявлен был в ралли Тахко Спа под 113 номером, понятно, что экипаж по ходу движения краем глаза видел всех, не выживших в третьей секции. Автомобили порой словно на парковке виднелись тут и там. Вот и Тииму Арминен куда угодил понятно.. В ситуации когда через каждые 100 метров тебя предупреждают об опасности говорить о какой то быстрой скорости, пожалуй, не приходиться

    Но внимание и точность, информации от штурмана первичные. Чуть ошибся в записи виража, и Финская елочка приняла на себя удар российской машины. Несильный. Вреда дереву, как и машине, никакого, а вот на вызволение из снежно-веточного плена времени потратили прилично. Лопата и активисты спасатели помогли вернуться в гонку, причем экипаж за несколько секунд до закрытия пункта контроля еще и отметиться успел, так что ралли не закончено.

    На последнем сервисе, кстати, довольно остро стал вопрос о техническом состоянии некоторых агрегатов машины. От так называемого приговора инженеров-механиков зависело продолжит ли экипаж гонку в новом тандеме пилот-штурман.
СИНХРОН Кафаров

    А дальше, дальше было добро на заключительный СУ Тахко Спа ралли техника должна выдержать нагрузку.

    Но прежде чем отправиться в заключительный раллийный поход в рамках Тахко Спа ралли отметим тех, кто ближе всего к подиуму в группе А. Таковых, как и в N-2 зачете здесь после 3-й секции трое. Арии Виховайнен, Юсси Вялимяки и Янне Туохино, но 8 секунд отыграть у Вялимяки будет трудно. Действующий Чемпион с пилотом после финиша 3-й секции был уговор – теперь или пан или пропал, т.е. ехать будут по максимуму. И это не для красного словца – в прошлом сезоне Вялимяки или сходил, или выигрывал. Стал Чемпионом. Так не у всех получается. Вот Юха Сало помчался сломя голову, ее голову и сломал образно говоря.
СИНХРОН Сало:

    это все конечно неприятно, но я не думаю, что этот мой сход сильно не повлияет на результат сезона вцелом

    Как бы ни складывалась массово-драматично гонка, но завершающий ДОП, пусть даже и весьма протяженный 25 км обычно не изобилует сходами. Тем более что в группах стимул воевать имели лишь несколько пилотов. У остальных была традиционно почетная миссия – доезд до финиша. Правда и она миссия, бывает трудно выполнимой. Так, не смотря положительный приговор механиков, экипаж команды ТАИФ по ходу заключительного ДОПа пару раз имел очевидные проблемы. По предположению пилотов не все впорядке в трансмиссии казансого Митсубиси. Однако во всем видеть позитив – тоже талант нужен. После финиша экипаж обменялся скромными реверансами в адрес друг друга, так что возможно и сработаются, как говориться.

    Заметным персонажем 4-й секции стал Янне Туохино, вот кто просто горел желанием зацепиться за абсолютный подиум, да и в группе сместить со второй позиции Арии Виховайнена. Туохино выиграл заключительный ДОП и после финиша немного сожалел, что в дебюте гонки были потеряны пара десятков секунд. Штурман Виховайнена: Туохино супер пилот, честно говоря мы уже думали, что он нас объедет, но запаса хватило.

    Победителем же в группе А и в Тахко Спа ралли вцелом стал Юсси Вялимяки. Действующий Чемпион Финляндии в этом классе машин традиционно был с виду невозмутим.
СИНХРОН Вялимяки:
Все сошлось сегодня, и погода, и трек и наша хорошая работа, так что мы продолжаем шагать к победе, хотя понимаем, что будет очень трудно.

    После трех этапов зимней части Чемпионата в группе А лидирует Арии Виховайнен, вторая позиция за Юсси Вялимяки, третьим значился Янне Туохино.

    В группе N-2 первую победу в сезоне праздновал Яри Кетомяя. Можно, конечно, вспомнить то, что сошел Юха Сало, но 3 минуты штрафа получили Катаямяки и Солберг, но побеждает всегда сильнейший. И в Тахко Спа ралли это Кетомяя. Марко Какко и Матти Рантанен заработали в Нильсии стратегические очки, позволяющие с определенной долей оптимизма ждать начала сухопутного, летней части сезона.

    Пока Рантанен 5-й в группе, Какко 4-й, Кетомяя третий, Катаямяки все же заработавший в Тахко 4 очка 2-й и не смотра на сход Юха Сало остается лидером зачета. Как минимум до июня, когда Финское раллийное общество возобновит этапы Чемпионата

    Обо всем подробно вам как всегда расскажет и покажет программа Видеоспорт АВТО. Всем удачи! Всем побед!

    BAER(c)2008

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4