РАЛЛИ ТАЛЛИН / ЭСТОНИЯ 2008



ВИДЕОСПОРТ АВТО

С.Малимонов

    Ралли продолжается. Программа Видеоспорт» начинает серию репортажей с наиболее интересных раллийных соревнований стран Балтии. Сегодня – первая гонка летнего сезона 2008 года – ралли Таллин. Популярное и традиционное ралли в 26-й раз собрало больше сотни участников, среди которых были и 10 российских экипажей.

    Ралли образца начала 21-го века – это в большинстве своем традиции века предыдущего. Сложилось так, что в странах Балтии большой летний раллийный сезон открывает Эстония. Ралли Таллин в этом году в 26-й раз проводилось в окрестностях эстонской столицы. После более полуторатысячного перерыва пилоты получили наконец-то возможность выехать на просохшие после зимы и весны дороги. Активное солнце в 2008 году уже к майским праздникам позволило организаторам без проблем подготовить маршрут, протяженностью чуть более сотни километров

    Опять же по традиции, стартовый СУ таллиннского ралли явился своеобразной презентацией экипажей – полтора километра по городскому асфальту

    Большая часть дистанции была хорошо видна с трибуны таллиннского певческого поля, где проходят массовые народные гулянья.

    В данном случае гулянья проходили автоспортивные. Как бы ни коротка была протяженность первого ДОПа, а определенную информацию о конкурентноспособности состава участников она обнаружила. Так в записные фавориты еще до старта относили трех представителей финской раллийной школы на автомобилях WRC, однако по-настоящему лидером обозначить себя в дебюте гонки удалось только одному из трех финнов – Юкка Хилтунен на WRC-Форде Фокус выиграл первый ДОП, причем с солидным (если учитывать протяженность дистанции) преимуществом – 6 секунд перед ближайшим преследователем. Якко Кескинен, кому достался высокий третий стартовый номер хоть и финишировал с 8-м временем но дальше ехать в ралли не смог – коробка передач на его Тойоте Короле WRC после финиша, образно говоря, развалилась. Стартовавший вторым Йоуни Аролайнен показал на своем Форде Фокус WRC только 38-й время, так что не все потенциальные лидеры оказались в равной степени готовыми возглавить протокольные отчеты гонки.

    Заметьте, все три объявленных нами финских пилота – представитель группы А-8 мощных полноприводных автомобилей, которые в последнее время все чаще уступают в гонках своим номинально младшим товарищам N-групповым машинам. В какой-то степени тенденция сохранилась и в дебюте ралли Таллин. В первой двадцатке результатов асфальтового ДОПа только шесть А-групповых пилотов, (не вошло в программу:

    среди которых кроме перечисленных такие известные российским болельщикам Кари Али Рантала (9-е время), Слава Попов (15-е), Янус Муракас (17-е) и Ано Хинтсер (20-й результат). Наилучший российский показатель на 1-м ДОПе из числа представителей машин группы А у питерского экипажа Станислав Травников – Константин Самушиа. Они в дебюте гонки стали седьмыми в своем классе и 23-ми в абсолюте.)

    Группа N в ралли Таллин традиционно превосходила группу А по численности экипажей, да и в совокупности результатов осталась верна уже упомянутой нами тенденции – переигрывать своих более мощных собратьев. Наиболее ярко проявить себя стандартники смогли когда гонка переместилась с асфальта на грунт. 1–й день ралли Таллин завершился двумя гравийными ДОПами в окрестностях эстонской столицы.

    Впрочем, еще на асфальте целая группа пилотов не проиграла катастрофически много, что позволяло с оптимизмом продолжать гонку. Так известный и опытный Маргус Реммак, под управлением которого был 9-й эволюции Лансер, проиграв в городе 6,2 секунды, на 2-м и 3-м ДОПах 1-й секции добыл 1-е и 2-е времена, что позволяло Реммаку возглавить рейтинг ралли Таллин 2008 года.
СИНХРОН Реммак:
неплохо, объехали WRC на 3,9 секунды

    В финском командном сообществе после финиша было замечено некоторое замешательство. В лидерах только Хилтунен, а Клементс, Але Рантала и Тестконен по-сути еще не нашли оптимального ритма. В свою очередь хозяева, т.е. эстонцы подпирают, причем и латыши неплохо проехали на грунте. В частности Янис Воробьевс с 22-й позиции после асфальтового старта доехал секцию с четвертым временем в абсолюте и третьим в зачете N-4/
СИНХРОН Воробьевс:
все нормально

    В районе 15-17 секунд лидеру проиграли в 1-й секции таллиннского ралли Иварс Гаун, Керт Уус, Аго Аху, Мартинс Буцинс и Айвис Эгле – прямо таки эстоно-латышский легион. Айвис Эгле – наиболее известный российскому болельщику пилот, после трех пройденных СУ на пару со штурманом Мартинсом Жерумсом адекватно оценивали свою ситуацию в контексте гонки.
СИНХРОН Эгле:
6-е время нормально
СИНХРОН штурман:
пыль ни хрена не видно

    Нельзя не отметить впечатляющего рывка молодого эстонского пилота Отто Танака. Асфальтовые полтора километра 1-го ДОПа определили ему 28 позицию, но опять же, на грунте Танак сумел показать скорость, сопоставимую со скоростью Маргуса Реммака и по праву занял третью рейтинговую строчку после трех СУ 1-го дня ралли Таллин. В этом сезоне, кстати, Танак впервые управлял новой Субару, на которую возлагают большие надежды боссы команды Субару Аутоспиритист, представлявшая в ралли сразу несколько экипажей.

    В интервью после финиша Танак отметил, что автомобиль превосходно подготовлен и проблем по ходу 1-й секции не было, так что все теперь зависит от того насколько быстро будет ехать экипаж на следующих скоростных участках ралли.

    Еще один яркий представитель молодого поколения эстонского ралли-движения Райнер Аус. Его Лансер 9-й эволюции был удостоен 4-го стартового номера. В прошлом году Аус ехал ралли Таллин на Субару и в напряженной борьбе уступил победу финну Тони Клементсу. Теперь, на Митсубиси Райнер по итогам 1-й секции 11-й в абсолюте, 10-й в зачете N-4 с 20-ти секундным отставанием от лидера. Кстати, Клементс проехал секцию на секунду хуже Ауса и они соседи в таблице результатов с пока не шибко обнадеживающий перспективой.

    Семейный подряд Муракасов сработал в 1-й секции ралли Таллин так, что был повод сожалеть. Но если для Януса младшего из братьев позиция в 20-ке очень приемлемый результат, учитывая что он в первую очередь бизнесмен, а уж потом спортсмен, то для Маргуса заслуженного и знаменитого 13-е место в грунте N-4 не тот показатель. Дважды побеждавший в новом веке в ралли Таллин Маргус Муракас традиционно спокойно поведал о своих проблемах на трех ДОПах 1-го дня.
СИНХРОН Муракас:
15-е нормально, жаль колесо на 1-м проколол.

    В зачете N-4 ралли Таллин 2008 года были заявлены три экипажа из России. Все они благополучно финишировали в 1-й секции, избежав проблем с пробитыми колесами. Если Вадим Кузнецов по ходу 3-х ДОПов набрал 2,10 секунд дефицита по сравнению со временем лидера, то Радик Шаймиев и Иван Миронов не досчитались меньше минуты. Пежо 207 спорт команды ТАИФ из Казани был единственным представителем набирающего популярности в мире ралли-класса машин Супер 2000. Зимнюю часть сезона Шаймиев – Кафаров завершал на Митсубиси, а вот первый сухопутный старт приняли на Пежо. Для штурмана команды это вообще был первый официальный старт в карьере на машине такого класса.
СИНХРОН Кафаров:
машина очень понравилась, пыль, не нажимали.

    Да уж в кромешной эстонской пыли непросто ехать, если впередиидущий экипаж не быстр. Да и опасно, словно в тумане. Но прекрасного расположения духа пилоты не теряют, ведь все в равных условиях малой видимости. Кстати, 1-й день ралли Таллин 2008 совпал с праздником очередной годовщины праздника победы, что не осталось забытым спортсменами России.
СИНХРОН Радик:
с праздником ветераны.

    В зачете А-8 весьма уверенно проехал 1-ю секцию экипаж Травников – Самушиа. Петербуржцы, заявленные от Эстонии в этом сезоне планируют добиться серьезных результатов и пока верны своей идее. Они третьи в своем зачете после финнов Хилтунена и Али0Ранталы, что не может не радовать учителя и наставника Травникова – Айвиса Эгле. Впрочем, и сам Станислав доволен результатом 1-го дня
СИНХРОН Травников:
все хорошо.
ОТБИВКА
(не вошло в программу:

    Как часто бывает, не все из 10 предложенных СУ ралли Таллин оригинальные. Основная борьба соперников протекала на шести ДОПах второго соревновательного дня, причем оригинальных из них было три отрезка. Так что 2-я и 3-я секции повторились для экипажей. Итак,)

    Вторая секция гонки три ДОпа протяженностью 13, 15 и 9 км по-прежнему пыльных эстонских дорог. Регруппинг участников по результатам 1-го дня ралли определил первоочередным для старта Маргуса Реммака, здорово прокатившего грунтовые участки 1-й секции. Позиция первого как выигрышна – впереди никто не пылит, так и непроста, приходится как говориться расчищать траекторию. Возможно, второй нюанс и сыграл негативную роль – Реммак потерял во второй секции больше 30 секунд и как следствие избавился от звания лидера гонки.

    А вот фаворит от Финляндии – Юкка Хилтунен, по всей видимости, сделал правильные выводы из вчерашнего своего выступления и повел новое наступление на оппонентов. Две победы на трех ДОПах секции вернули Хилтунена на позицию № 1 как в своей А-8 группе, так и в абсолютном зачете ралли Таллин 2008. Отт Танак, показавший накануне 3-е время, не сумел удержать быстрый темп, хотя и проиграл на ДОПах 2-й секции существенно меньше того же Реммака - третье и дважды 6-е время тем не менее позволили Танаку сохранить второе место в группе N-4 и третье абсолютное. А вот кому действительно стоило рукоплескать по ходу второй секции так это Тони Клементсу. Прошлогодний победитель таллиннского ралли не смирился с 12-й строчкой протокола и уже по окончанию 6-го СУ взлетел на 2-ю рейтинговую, с отставанием от Хилтунена в 14 секунд ровно, позицию. Понятно, что Клементс возглавил зачет N-4 после двух кругов, правда преимущество над тем же Оттом Танаком измерялось всего тремя десятыми секунды. Янис Воробьевс оказался самым стабильным пилотом на рубеже половины гонки 4-й в первой секции, 4-й и во второй, но в группе то Воробьевс третий, хотя на эту позицию, подиумную позицию теперь метили как минимум пять пилотов. Реммака мы уже упомянули, теперь черед отметить ветерана. Маргус Муракас если не сотворил чуда, то уважения со стороны болельщиков заслужил однозначно – два финиша с 4-м временем, + 1 с третьим, и его перспективы после 6-ти ДОПов проясняются очевидно. Отыграно 17 секунд, так что все еще возможно, при сопутствии удачи.
СИНХРОН Муракас:
ситуация под контролем

    Стабильнее и побыстрее, чем в 1-й секции проехал Раунер Аус. 10-ю строчку протокола зачета N-4 он сумел к окончанию 2-го круга изменить на шестую, а дефицит его перед скажем Воробьевсом исчисляется 8-ю секундами, что на 4 меньше, чем после предыдущей секции. Места в десятке быстрейших из числа пилотов так называемого «стандартного» зачета кроме упомянутых также достались Айвису Эгле, Иварсу Гауну, Аго Аху и Мартинсу Буцинсу, но их времена медленнее лидерских от тридцати секунд и более.

    Протяженные ДОПы второй секции, а точнее прямые их участки выявили проблему для экипажа команды ТАИФ. Их Супер 2000 Пежо не разгонялся до приемлемой скорости – срабатывала так называемая отсечка. Так что «ходовые» прямики стали таифовцы проигрывать конкурентам.
СИНХРОН Радик:
теряем на прямых

    Кто-то на прямиках теряет, а кто-то кривые выводит таки на путь истинный. Хорошо знакомый нам Айво Хинтсер немного заблудился в связке виражей, тем не менее улучшил свои показатели в группе А-8 по сравнению с 1-м кругом.
СИНХРОН Хинтсер:
можно было быстрее..

    Станислав Травников в той же А-8 группе не сумел на трех ДОПах дотянуться до показателей Кари Али Ранталы и остался на третьей строчке группового протокола, впрочем, и к себе преследователей не допустил, что также неплохо.
СИНХРОН Травников:
все хорошо, резину менять?

    Вопрос выбора покрышек, действительно насущный для Эстонии. Вы уже обратили внимание насколько каменисты тамошние дороги. Тема камней и пробитых колес, особенно актуальной стала по ходу третьей секции ралли Таллин 2008 года.

    Во многом определяющие 3 десятка километров стали, как мы уже отмечали, повторением предыдущей секции. Дороги с одной стороны стали еще лучше запомнены экипажами, с другой само по себе состояние дорог было, по меньшей мере, опасной для быстрой езды. Полторы сотни машин, в том числе и грузовики, нарыли столько камней, что порой просто удивляться приходилось, как терпит техника и в первую очередь покрышки колес спортивных автомобилей. Показательный пример, а таковых случилось а 3-й секции не меньше 2-х десятков, проезд по ДОПам экипажа команды ТАИФ. Пежо Радика Шаймиева и Тимура Кафарова на 7 и 8 СУ прибавили в динамике и отыграно было казанцами у самих себя на этих ДОПах порядка 20 секунд, но в один прекрасный момент по ходу 9-го СУ одна из покрышек не выдержала и экипаж принял решение ехать до финиша. Остановиться и менять колесо значило потерять несколько минут. А если дотерпит Пыжик то вся надежда на механиков, которые должны успеть за время сервиса устранить неполадки. Ехать на диске колеса само по себе не просто, да и каждый метр такой езды как нож в сердце пилотам, а когда еще и ошметки резины во все стороны разлетаются совсем не просто становиться.

    Одним словом неповезло ТАИФовцам, но дотянули до сервиса. Кстати, тем же способом добирались до финиша 3-го ДОПа еще несколько экипажей, ну а тем, кому выпало пробить колеса на 7 и 8 СУ приходилось терять время на замену. Так один из лидеров группы А-8 Кари Али Рантала уже на 7-м ДОПе был вынужден терять время на установку запаски и выбил из числа претендентов на групповой подиум. В свою очередь российский экипаж зачета А-8 Травников-Самушиа, хотя и грешил на несостоятельность установленной резины, но на финише секции уже мог принимать поздравления со вторым групповым местом врали Таллин. Вариант схода экипажа на последнем, двухкилометровом ДОПе был чрезвычайно минимален, а запас времени перед преследователями по раллийным меркам просто огромный – около 40 секунд.

     Понятно, что лидер группы А-8 (он же лидер гонки) Юкка Хилтунен после 3-й секции тоже мог заказывать шампанское – его преимущество исчислялось 15-ю секундами, которые на короткой дистанции 10-го, заключительного ДОПа отыграть было нереально.

    Группа N-4. Да, обыграть Хилтунена не получилось, но стандартников то в 1-й 10-ке рейтинга 9. И между ними развернулась бескомпромиссная борьба за подиум. По ходу третьей секции за групповую тройку призеров отчаянно бились четверо Клементс, Танак, Воробьевс, Реммак. Маргус Реммак победитель первого дня ралли так и не нашел высочайшего для себя темпа во второй день и конечно же имеет повод сожалеть. Но и радоваться сдержано, что в зачет Чемпионата Эстонии очки все же завоевать удастся. Янис Воробьевс. Один из лидеров латвийского ралли традиционно рассматривает эстонские этапы как способ отлично подготовиться к официальным стартам на родине. По ходу третьей секции Воробьевс сделал все, чтобы зацепить отличное время, но соперник оказался еще быстрее, так что на финише 9 ДОПа экипаж по сути признал силу конкурента.
СИНХРОН Гунтис Эрвалдс (штурман Воробьевса):
снимаю шляпу перед Танаком

    Итак, за победу в зачете N-4 по ходу 3 секции бились Отт Танак и Тони Клементс. Отт Танак сначала выиграл у конкурента пару секунд, но на 8 ДОПе Клементс отыгрался, а в процессе передвижения по 8 ДОПу оба показали абсолютно идентичное время. Нечасто, но такое бывает в ралли. Таким образом, перед заключительным ДОПом ралли Таллин 2008 года Танака и Клементса разделяли всего 3 десятые секунды, также редкая интрига на финише гони.
СИНХРОН Танак:
Машина в порядке и мы здорово проехали дневные ДОПы. Теперь придется немного поднапрячься, что бы выиграть у Тони Клементса гонку и стать лучшими.

    Вот так серьезно настраивался на борьбу молодой лидер эстонского ралли.

    Десятый ДОП явился участникам таллиннского ралли параллельным стартом на стационарной трассе с переменным покрытием по принципу ралли кроссового. И грунт, и асфальт примерно в равных пропорциях. Отт Танак стартовал в паре с Янисом Воробьевсом. Танек, напомним, проигрывал Тони Клементсу 3 десятых секунды и теперь ему было необходимо ехать предельно быстро. Его результат оказался таковым 2,5 км преодолел за 2 мин 4 сек. Теперь оставалось ждать старта Тони Клементса. Диппский претендент на победу в зачете N-4 стартовал в паре с Айнером Аусом в пятом по порядку заезде. Прошлогодний победитель ралли Таллин Тони Клементс не смог обыграть серебряного призера Райнера Ауса, а Аус в свою очередь не показал времени лучшего, чем у Отта Танака, так что в группе N. Победа достается эстонскому дарованию.

    Несомненно, расстроенный сбитым темпом из-за пробитого колеса экипаж Шаймиев-Кафаров напоследок оторвался в параллельном старте на финнском экипаже группы А-8 Лейнонен-Сайранен. Финны финишировали в десятке самого мощного зачета. На финише ДОПа российский Пежо привез финском экипажу Митсубиси 7 секунд.

    Иван Миронов и Сергей Денисов закончили ралли Таллин пятнадцатыми в зачете N-4 и этот результат для питерского экипажа положительный. Кстати их Субару вот уже 7 лет кряду стартует в столице Эстонии

    Так же на Субару, но в зачетной группе Е-12 успешно проехал ралли Таллин еще один российский экипаж Сергей Жидков – Андрей Коноваленко удостоились группового серебра. Но и здесь не обошлось без проблем с резиной.

    Что ж, теперь всех успешно финишировавших ждало шампанское. Причем в Таллине почивали напитком под названием «Одесса»

    Нам же остается напомнить тройки призеров в двух самых популярных зачетах. Группа А-8 Юкка Хилтунен, Станислав Травников, Йони Аролайнен – интернациональный подиум.

    Группа N-4 Отт Танек, Тони Клементс Янис Воробьевс Всех с открытием летнего сезона Это Видеоспорт АВТО!

    BAER(c)2008

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4