ВААКУНА RALLY 2008



ВИДЕОСПОРТ АВТО

С.Малимонов

    Программа Видеоспорт представляет Чемпионат Финляндии по ралли. Заключительный этап самого сложного и рейтингового Чемпионата страны тысячи озер. В Миккеле решалась судьба чемпионских титулов в двух самых популярных зачетных группах. Шесть претендентов на две золотых медали. Как все было и чем завершилось смотрите прямо сейчас в программе студии БАЕР Видеоспорт.

    Итак, для решающего сражения в Финском раллийном Чемпионате были выбраны окрестности города Миккеле. Это недалеко от российской границы и многие ралли-болельщики хорошо знакомы с ралли-Миккели, как зимнего этапа Чемпионата Суоми. На этот раз Миккеле принимал заключительный этап, причем не зимний. А называлось все это мероприятие Ваакуна ралли 2008. В двух самых престижных и мощных зачетных группах по ходу сезона абсолютных лидеров не было, так что все решалось самими пилотами на трассе. Нет, номинальные лидеры – конечно были, те что по очкам опережали ближайших конкурентов, но все эти преимущества, частенько бывает, в процессе гонки становятся лишь воспоминаниями. Ведь ралли непредсказуемо. На центральной площади Миккеле столпотворение машин, пилотов, зрителей. В этой кутерьме мы постарались отыскать тех самых претендентов на титул 2008 года в своих зачетных группах. Группа N. Три кандидата на Чемпионство. Перед заключительным этапом Яри Кетомяя 3-й в рейтинге и, значит, находится в наименее выгодном положении

    СИНХРОН Кетомяя: будет непростое ралли, причем я в Миккеле ехал только зимой. Катаямяки и Сало имеют хороший отрыв от меня перед этим этапом, но будем стараться сделать все, что в наших силах.

    Победитель предыдущего этапа Кости Катаямяки, как нам показалось, реально представлял себе серьезность своей задачи – перед Ваакуна ралли он был вторым в рейтинге пилотов группы N

    СИНХРОН Катаямяки: Мне ничего не остается, как бороться за победу изо всех сил. И я понимаю, что нужно будет ехать на грани сумасшествия. Да, именно так!

    Лидерство Юхи Сало исчислялось тремя очками. Это, конечно преимущество, но не настолько большое, чтобы быть спокойным. Вот Сало и нервничал перед гонкой, хотя пытался выглядеть спокойным.

    СИНХРОН: В Миккеле очень красивые дороги. Мне нравятся гонки, где много трамплинов и разнообразных виражей. Вообще это будет настоящее ралли.

    Теоретически, в борьбе за подиум в группе N мог поучаствовать еще один пилот – Матти Рантанен – он находился на 4-й позиции перед стартом Ваакуна ралли.

    СИНХРОН Рантанен: Мы имеем мало шансов на бронзу Чемпионата, не думаю, что Яри Кетомяя приехал в Миккеле, чтобы проиграть. Мы же попробуем глубже жать на газ и надеемся, что все закончиться благополучно.

    В группе А ситуация схожая. Три претендента на звание сильнейшего. Двоих из трех удалось разыскать в предстартовой суматохе. Юсси Вялимяки – номинальный лидер зачета и Чемпион последних 2-х лет страны Суоми.

    СИНХРОН Вялимяки: Мистер Виховайнен пока имеет на одно очко меньше меня. Это я считаю вообще не дефицит, так что для меня сегодня момент истины – нужна только победа!

    Мистера Виховайнена затянуть в кадр не получилось, зато штурман претендентского экипажа Аско Сайранен старательно пытался объяснить на английском, что предстоит очень сложная гонка, а им еще сложнее – экипаж Виховайнена едет первым.

    Ралли Ваакуна включила в себя 3 секции, то есть три непосредственно гоночных промежутка, между которыми запланированы две сервисные паузы. Первая секция представляла собой один скоростной участок, можно сказать пролог, протяженностью 15 км. Как и анонсировалось первыми бороздить те самые 15 км отправились Сайранен и Виховайнен. Как и предполагал штурман экипажа, легким дебют в ралли Ваакуна для первопроходцев не получился. Восьмое время не провал, конечно, но пять секунд в минусе от лидера заимели. Юсси Вялимяки – второй претендент на титул в группе А дебютировал еще медленнее – он проиграл Виховайнену 7 секунд. Многовато, если учесть, что главное для Вялимяки быть выше Виховайнена в итоговом протоколе гонки. Юкка Хилтунен стартовал третьим. Его Форд Фокус также не стал самым быстрым на 1-м ДОпе – результат средний между Вялимяки и Виховайненом – и это тройка лидеров зачета А-3! Наиболее успешным из Ашников стал Юкка Кетомяки – он стартовал шестым, приехал с пятым временем, а это всего 2,5 секунды хуже лидерских показателей. Не заладилась гонка для Ярмо Микконена – его Пежо еще на старте несколько раз заглох, позже все же тронулся, но вскоре пилоты перешли на движение с аварийными огнями и дальше в списке участников не появились.

    Кстати еще перед стартом штурман Микконена не пылал оптимизмом, отмечая в интервью, что сезон потерян и у них с Ярмо все мысли о сезоне следующем. Что ж, удачи, как говориться.

    Ну а мы обращаем внимание на пилотов зачета N – «стандартников», как их еще называют. Эти самые стандартники уже на 1-м скоростном выступали заметно сильнее пилотов группы А, впрочем, это уже тенденция для Чемпионата Финляндии 2008 года. Четверка лидеров группы N показала лучшие 4 времени первой секции. Причем все четверо уместились в секунде! Матти Рантанен, чьи перспективы как он и сам отмечал перед гонкой, были сомнительны, доказал, что достоин того, чтобы с ним считались. Четвертое время на 1-м ДОПе.

    СИНХРОН Рантанен: очень много камней на трассе, так что мы пару раз были в ситуациях, близких к сходу. Комментировал Рантанен после финиша с традиционной усмешкой.

    Кости Катаямяки. Не первый сезон Катаямяки ставит цель – стать Чемпионом и в очередной раз он в шаге от достижения этой цели. На первом СУ Кости проиграл своим конкурентам всего 2 десятых секунды. Преодолев стартовые 15 километров, Катаямяки вдруг начал рассуждать о возможных раскладах, благоприятных для него. Явный признак предельного волнения, если пилот пытается философствовать в самом начале гонки.

    Яри Кетомяя – на предыдущем этапе Кетомяя не смог принять участие, что сильно понизило его шансы стать Чемпионом Финляндии, теперь для Кетомяя был только один вариант, при котором он мог бы рассчитывать на титул – выигрывать Ваакуна ралли. На стартовом ДОПе результат Кетомяя 7/31/1 секунды.

    СИНХРОН Кетомяя: после финиша вокруг машины Кетомяя было замечено особо оживленное движение механиков. Мы провели неплохой ДОП, говорит Кетомяя, правда в одном левом вираже погорячились, но, надеюсь, механики восстановят возможные повреждения, а вообще гонка будет фантастической, я думаю.

    Юха Сало, думается, согласен с высказыванием своего конкурента, ведь Сало и Кетомяя на 1-м скоростном участке показали идентичные времена. У Сало в протоколе те же самые 7 минут 31/1 секунды. Так что оба пилота значились на 1-й строчке, второго пункта просто не было.

    СИНХРОН Сало: Это был не очень хороший старт для нас. Я даже не могу объяснить почему (время-то вроде бы лидерское), но я чувствую, что кое-где не доработал до максимума. Может во второй секции мне удастся проехать максимально эффективно. Посмотрим.

    Вообще уже на первом ДОПе Ваакуна ралли случилось довольно много сходов участников. В частности из ярких представителей группы N пострадал Марко Какко – пятый в рейтинге 2008 года – дважды пробить колесо на 1-м СУ – это уже слишком. Двум россиянам, участвовавшим в Ваакуна ралли на автомобилях N-группы приходилось наблюдать за неудачами коллег. Под 36-м стартовым номером в Миккеле ехал Пежо 207 Sport Радика Шаймиева. Перед стартом пилот их Казани не раз стартовавший в этих краях зимой, настраивал себя на гонку довольно оптимистично.

    СИНХРОН Радик: мы в таблице, машину сделали, гонка 3D, попробуем.

    По ходу первого ДОПа экипажу Шаймиев – Кафаров, как уже отмечалось, не раз приходилось сбрасываться, реагируя на сигналы с обочин трассы об опасности. Не смотря на это пролог Ваакуна ралли можно было признать успешным для российского экипажа. Официального участника Чемпионата Финляндии 2008 года.

    СИНХРОН Радик: утренняя зарядка, много прошли, скользко. Перед нами авария, но ребята вроде целы.

    Григорий Березкин – второй из российских пилотов Ваакуна ралли в группе N в отличие от Радика Шаймиева не ехал в зачете Финского раллийного Чемпионата. В Миккеле Березкин представил свой новый Субару Импреза WRX STI. На борту еще не участвующей в гонках машины значился 54-й стартовый номер.

    Главный результат для Березкина – он в числе тех, кто сумел преодолеть первые 15 км Ваакуна ралли. Хотя первое испытание на прочность новый Субару прошел – на одном из многочисленных трамплинов приземление было критически жестким. По прибытию в зону сервиса Григорий остался доволен прологом ралли.

    СИНХРОН Березкин: хорошо. На трамплине прыгнули.. сейчас будем всякие настройки менять… как остальные?

    Вторая секция ралли Ваакуна. Три СУ общей протяженностью 33 км. Начинаются основные события. Первыми на трассе появились вновь пилоты группы А. И опять им не удалось выступить по-лидерски, впрочем, как мы уже отмечали, для лидеров этой группы главное было между собой решить кто сильнее. Арии Виховайнен на трех ДОПах 2-й секции явно осторожничал 7-й, 8-й и 5-й результаты довели его отставание от лидера до 18 секунд с лишним. От комментария Виховайнен по традиции отказался. Главный соперник Виховайнена в борьбе за групповое Чемпионство Юсси Вялимяки начал секцию еще хуже. После второго скоростного участка он только 13-й в общем зачете, но почти 8 секунд проиграно конкуренту!

    СИНХРОН Вялимяки: Все не очень хорошо, есть проблемы технического плана, которые не позволяют нам ехать быстрее.

    Третий и Четвертый ДОПы вовсе усугубили положение Юсси Вялимяки – на них он потерял еще 38 секунд, так что на финише был чрезвычайно расстроенным и только коротко заметил в интервью, что все плохо… Вот вам и серьезные лики ралли – от этого человека уплывает Чемпионство, пилота, который 2 года подряд был лучшим в своем классе.

    Юкка Хилтунен ехал 2-ю секцию удачнее, чем Виховайнен и Вялимяки и по итогам 4-х, пройденных СУ Ваакуна ралли в зачете А прочно обосновался на 2-й позиции. Ну а первым в рейтинге самого мощного зачета значился Юкка Кетомяки. В призеры Чемпионата он не попадал ни при каких условиях и результатах, но сверкнуть в последней официальной гонке сезона был не прочь. Причем серьезность намерений пилота была очевидной

    СИНХРОН Кетомяки: очень скользко, конечно, но пока вроде для нас все удачно складывается – коротко заметил Кетомяки на финише секции.

    Первым из пилотов группы N согласно порядковому номеру на ДОПах 2-й секции появился Кости Катаямяки. После 2-го СУ, протяженностью 9 км 270 метров Катаямяки не добрал до лидерского времени 4 секунды. На промежуточном финише пилот выглядел мобилизованным и не склонным драматизировать ситуацию:

    СИНХРОН Катаямяки: Мы попробовали прибавить, но на таких скользких дорогах это сделать трудно и рискованно. Однако пока все хорошо. Хорошо, да не очень. 3-й и 4-й ДОПы не принесли Катаямяки желательного результата 6-е и 4-е время дали в сумме 8 с лишним секунд отставания от лидера. Создалось впечатление, что Катаямяки не ожидал такого.

    СИНХРОН: я проехал на максимуме своих возможностей, и трудно объяснить, почему все-таки отстал.

    Вмятина на левой задней части кузова говорила о том, что не все гладко прошло для Катаямяки во второй секции ралли.

    Юха Сало стартовал следом за Катаямяки. Его результаты были прогрессивны – 4-е, 2-е и 1-е времена. Причем особо напряженным получился первый ДОП секции.

    СИНХРОН Сало: я не знаю за что, но нам выписали штраф на этом ДОПе, так что пришлось мчаться как угорелые, чтобы много не проиграть конкурентам. Завершал секцию Юха сало уверенно и быстро. Настолько быстро, что после финиша едва не наехал на съемочную группу студии БАЕР.

    СИНХРОН: результат соответствует настроению пилота и Юха уже может шутить, говоря, что не мог никак остановить автомобиль, набравший хороший темп.

    Яри Кетомяя в отличие от Юхи Сало избежал пенализации и продемонстрировал ровный, быстрый темп. Два вторых и одно первое время на ДОПах секции сделали Кетомяя лидером группы N. Преимущество над Сало, конечно, не велико, чуть больше одной секунды, но в ралли, бывает для выявления победителя и сотые считают.

    СИНХРОН Кетомяя: Сало и Катаямяки не дают спокойной жизни, так что приходиться ехать ух как быстро и много рисковать, если честно.

    Рисковали все, кто был особо мотивирован на заключительном этапе Чемпионата Финляндии. Тот же Матти Рантанен на 1-м из трех ДОПов секции сумел объехать всех, на втором показал 3-й результат и только на 3-м проиграл существенно 8,8 секунды.

    СИНХРОН Рантанен: всему есть объяснения, мы, говорит Матти Рантанен, взяли хороший темп, но на последнем ДОПе едва удержались на траектории – гравийная часть трассы хотела выбросить нас в кювет. Дополнительно есть вопросы по машине – не всегда она вела себя прогнозируемо. Будем разбираться.

    Григорий Березкин, вот, тоже разбирался с новой машиной в боевых условиях, что говориться. На втором ДОПе секции Субару Березкина пустился в занос и, чтобы выправить ситуацию пилоту пришлось съезжать с трассы в поле. Определенно москвичу повезло, что кювет был в том месте неглубоким. Так прокатились по финской равнине и обратно вернулись. На завершающем СУ секции все тот же занос в узком вираже оставил таки следы на машине. Задний бампер был оставлен у дерева, которое не поддалось нападению россиянина.

    СИНХРОН Березкин: мы тут косили, она пока новая, все отваливается, сама газует.

    Обновили новую строптивую машину, одним словом.

    Для экипажа команды ТАИФ вторая секция получилась напряженно-рабочей, как и следовало, в общем-то. Проснувшись на первом ДОПе, три СУ 2-й секции Шаймиев и Кафаров штурмовали с полной отдачей. В такие моменты очень важно, чтобы техника не подвела. И машина выдержала ритм гонки, хотя условия, сами можете видеть, непростые. Одних камней на трассе несметное количество. Тем не менее, обошлось без пробитых покрышек, а на финише пилот команды Радик Шаймиев, был немногословен.

    СИНХРОН Радик: сложно ехать немного, стараемся.

    Старания не пропали даром. После 2-х секций Ваакуна ралли ТАИФовцы заполучили перспективу попасть в число десяти быстрейших пилотов группы N. Напомним, однажды в текущем сезоне Шаймиеву удалось заработать очки в зачет Чемпионата Финляндии, так почему бы не повторить успех?

    Третья секция ралли стала, пожалуй, самым тяжелым испытанием для пилотов. Три СУ, 45 км дорог и каждый метр собственно решающий. Для кого большие, для кого локальные задачи.

    Ари Виховайнен с большим преимуществом перед Юсси Вялимяки выехал на заключительную секцию Ваакуна-ралли. Его задачей было не уступить конкуренту больше, чем он заработал. И вот неожиданность Виховайнен выиграл 2 из 3-х ДОПов! Тогда как Вялимяки так и не показал серьезных успехов. Таким образом, впервые в своей карьере Ари Виховайнен завоевал Чемпионский титул.

    СИНХРОН Виховайнен: Что говорить, весь сезон можно считать успешным. Пусть я не выиграл ни одного из семи этапов Чемпионата, зато стабильность принесла успех. Я счастлив, что теперь с гордостью буду носить звание Чемпиона Финляндии.

    Вот так бывает – 4 вторых и 2 третьих места делают Чемпионами. Юсси Вялимяки 2 раза побеждал на этапах. 3 раза был третьим, но только серебро Чемпионата. Юкка Хилтунен – бронза, причем у Хилтунена в активе 2 победы, серебро и бронза на этапах сезона. Таков итоговый подиум в группе А.

    В группе N к моменту старта третьей секции кое-какая определенность уже была очевидна. Для Юхи Сало, чтобы примерить Чемпионскую корону было важно сохранить то преимущество над Кости Катаямяки, которое было достигнуто по результатам предыдущих ДОПов. Когда на стартовом СУ секции Сало одержал победу, а Катаямяки проиграл ему еще 7,5 секунд вопрос Чемпионства был по большому счету решен. Только чрезвычайные обстоятельства могли помешать Юхе сало. Но таковых не случилось, хотя на последнем ДОПе Лансер 9-й эволюции под 9-м номером и подрехтовал левую часть кузова.

    Неудачи Кости Катаямяки родили новую интригу: а может ли он удержаться серебряным? Яри Кетомяя явно шел на победу в Ваакуна ралли, Матти Рантанен здорово ехал и бывало даже выигрывал у Катаямяки пару-тройку секунд. Да, если бы Рантанен под занавес гонки чуть прибавил – быть бы Катаямяки бронзовым, но снизив свой темп Рантанен сыграл на Катаямяки. Кости – третий о Миккеле и серебряный в Чемпионате

    СИНХРОН Катаямяки: Да, не удалось мне стать быстрейшим пилотам сезона. Жаль, конечно, но я слишком много потерял на третьем этапе. Есть над чем работать.

    Яри Кетомяя не хватило до серебряного звания всего-ничего одного очка! Однако на финише Кетомяя не выглядел особо расстроенным:

    СНХРОН Кетомяя: В этом сезоне мне пришлось пропустить два этапа Чемпионата в связи с участием в этапах Чемпионата Мира. Недобрал очков, вот и результат. Но, три победы на 7 этапах – это, я считаю, достойный показатель.

    Для россиян – ралли в Финляндии на день сегодняшний как нечто непреодолимое в глобальном масштабе. Да и не только для Россиян. В этой связи прошедший сезон для Радика Шаймиева должно считать наиболее успешным. Ваакуна ралли наградила казанца 9-м финишем в группе N и четырьмя зачетными очками. В сумме заработанных в сезон баллов хватило, чтобы разместиться в итоговом протоколе Суоми Чемпионата на 16-й рейтинговой строчке. Так что усердие не проходит даром.

    Внезачетник Григорий Березкин успешно отвоевал в Миккеле, доехав до финиша тридцать третьим, тогда как на борту его Субару значилась цифра 54. Да досталось Березкину в Ваакуна ралли испытаний, но для этого он и участвует в соревнованиях

    Ну, триумфатором сезона в зачетной группе N становиться Юха Сало. В уже Чемпионском интервью Сало с благодарностью обращается к машине, которая отработала весь сезон без больших проблем и говорит, что счастлив снова стать одним из лучших пилотов Финляндии.

    До старта следующего Чемпионата страны 1000 озер теперь меньше 3-х месяцев. Ралли не заканчивается, так что до скорой встречи. Это Видеоспорт…

    BAER(c)2008

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4