ЮУСИКАУПУНКИ RALLY 2008



ВИДЕОСПОРТ АВТО

С.Малимонов

    Программа Видеоспорт представляет Чемпионат Финляндии по ралли 2008 года. Предпоследний этап. Борьба за чемпионство обостряется и претендентов на подиум становиться все меньше. Оттого и интрига каждого спецучастка высока как никогда. Все подробности 6-го этапа ралли – Чемпионата страны 1000 озер прямо сейчас в программе Видеоспорт

    Итак, Юусикаупунки ралли 2008 года. По большому счету предыдущие этапы ЧФ классического ралли уже определили тех пилотов, которые имеют шансы на звание чемпионского звания в наиболее сложном и по всеобщему признанию специфическом Чемпионате на территории Европейской части суши. Особое внимание мы по-традиции уделяем пилотам наиболее популярных зачетных групп N-2 и А-3 – полноприводных и мощных автомобилей. Так в самом мощном классе перед стартом ралли Юусикаупунки на чемпионство претендовали трое – Юкка Хилтунен, Юсси Вялимяки и Ари Виховайнен. В так называемом стандартном зачете перспективных лидеров было на одного больше. Кроме Юхи Сало, Яри Кетомяя и Кости Катаямяки если не на чемпионство, то на призовой подиум претендовал Матти Рантанен. Понятно, что у него было поменьше очков, чем у лидеров, но шанс использовать Рантанен был намерен.

    СИНХРОН Рантанен: для меня в этом сезоне особых трудностей нет, машина едет исправно, так что надеюсь что и в Юусикаупунки все сложиться хорошо. Вот и погода идеальная.

    Что касается тройки лидеров зачета N-2, так в Юусикаупунки не прибыл Яри Кетомяя. И это делало шансы Кости Катаямяки хорошими в деле сохранения позиции в рейтинге.

    СИНХРОН Катаямяки: я понимаю, что наступает в Чемпионате самый сложный и ответственный момент, я уже не первый год стремлюсь в Чемпионы, но все как-то не складывалось. Здесь в Юусикаупунки не едет Кетомяя и это мой шанс. Правда есть кроме Яри еще и Юха Сало – этот гонит запредельно и объехать его почти невозможно. Однако когда-то в конце концов и мне должно повести…

    Сам же Юха Сало был традиционно рассудителен и спокоен перед стартом, любезно соглашался на общение с прессой.

    СИНХРОН Сало: да, в нашем зачете к предпоследнему этапу сложилась непростая ситуация. Теперь многого стоить может даже малейшая ошибка. Для меня в Юусикаупунки самое сложное будет в том, стартую я первым, так что придется рисовать траекторию. Но радует, что машина в полном порядке, я бы сказал что на 110%.

    Здорово, когда у пилотов все хорошо, однако сотня километров на 8-ми спецучастках может преподнести сюрпризы. Юусикаупунки ралли. Трисекции оригинальных ДОПов, то есть ни один из них не повторялся.

    Первая секция стала наименее протяженной – около 23-х километров на три ДОПа. Но эти три ДОПа для многих участников сложились непросто. Так фаворит №1 – Юха Сало не выиграл ни одного СУ, показав в частности 7-е, 4-е и 27-е время. Сложно сказать как и почему не сложилось на 1-м и 2-м ДОПе, но на третьем причиной провала стал ретардер об который экипаж лидерской машины , мягко скажем, споткнулся. На финише Сало говорил уже отрывисто и с явным недовольством собой.

    СИНХРОН Сало: Это не хорошо. Поздно отреагировали на ретардер и пока разворачивались потеряли секунд 15-20.

    Кости Катаямяки – главный соперник Юхи Сало по группе N-2 избежал неприятностей на ДОПах 1-й секции. Отмечаясь на финише он, конечно, знал о проблемах конкурентов, но так, на всякий случай не стал провозглашать себя однозначным лидером.

    СИНХРОН Катаямяки: чудесный старт, я очень доволен, думаю мое время 1-е или второе, комментировал Катаямяки.

    Не часто в текущем сезоне представители группы А доминировали в гонках, однако при Юсикаупунки традиция нарушилась и с 1-го ДОпа целая очередь А-шников выстраивалась за лидерством, не у всех правда получалось. Так не успели порадоваться за победу Ярмо Микконена на 1-м СУ, а он уже и сошел. Ну, Микконен в своем репертуаре – или грудь в крестах, или голова на кустах. Машина то бишь. Не многим дальше продержался в гонке Юсси Пюкалисто. Его то мы не видели в этом сезоне вообще, но и теперь наблюдали не долго. На финише 1-й секции Субару с 20-м номером не появится. Неплох в очередной раз Хейни Вестерлунд. Звезд с неба в дебюте не хватал, но ехал стабильно, так что настроение на финише не испортили некоторые технические проблемы.

    СИНХРОН Вестерлунд: Мне нравиться ехать это ралли. Дороги относительно ровные, достаточно широкие и быстрые. Проблемы? Что-0то с коробкой случилось на 2-м ДОПе секции, что именно не могу пока точно сказать.

    Арии Виховайнен. В этом сезоне можно сказать, вышел из тени этот пилот. Поначалу его к результатам относились как к неожиданностям, но теперь соперникам приходиться считаться. Арии в первой секции продемонстрировал устойчивое стремление к лидерству на 1-м ДОПе 5-е время, на 2-м 2-е и на 3-м 1-е!

    СИНХРОН штурман: да, Виховайнен в своей финской школе уроки английского явно прогуливал, зато есть штурман и он не скрывал полнейшего удовлетворения экипажа результатом 1-й секции ралли Юусикаупунки.

    Юсси Вялимяки – Чемпион в группе А 2-х последних лет не проехал 1-ю секцию по-Чемпионски. Время Вялимяки, конечно, было не из 3-го десятка, но 15-й, 9-й и 6-й результаты по ДОПам это не все, на что способен дважды чемпион Суоми.

    СИНХРОН Вялимяки: все хорошо, между тем констатирует Юсси на финише 3-го СУ – но было бы лучше, если бы мы придумали сами себе проблемы уже в самом начале движения. Теперь выбраться наверх будет трудновато.

    В гонке завсегда пилотов, которые были бы всем довольны существенно меньше остальных. Однако радует, что абсолютное большинство участников ралли – оптимисты. Да, не получилось пока совершить задуманное, но это же не конец всему. Яркий пример – пилот с именем Ярко и фамилией Никара

    СИНХРОН: все у меня хорошо, убереглись в первой секции от множества неприятностей. Теперь надо попробовать прибавить скорости, а то я слишком либеральничаю, мне кажется.

    Совсем немного в списке участников Юусикаупунки ралли 2008 года было фамилий финского происхождения. Кроме постоянного резидента Суоми Чемпионата от России Радика Шаймиева стартовал здесь еще один русскоговорящий, но из Латвии. Айвис Эгле – один из лидеров Балтийского ралли под занавес сезона решил хватануть адреналинчику.

    СИНХРОН Эгле: приехали посмотреть и сравнить

    Российский экипаж Шаймиев-Кафаров, вы помните, ехал в августе Несте ралли – этап Чемпионата Мира и на одном из трамплинов приземлился так жестко, что машине потребовался большой ремонт. Перед стартом в Юусикаупунки Радик Шаймиев отдал должное этапу.

    СИНХРОН Радик: тренировка, в прошлом году сломались, главное финиш.

    В процессе движения по ДОПам 1-й секции россияне не были склонны к рисковым маневрам, но вообще без проблем закончить не удалось. Опять все тот же ритардер. Здесь ошибся Юха Сало, Вот и россияне попали в ловушку. Дело в том, что на прописи место теперешнего искусственно созданного препятствия было только обозначено, так что многие не имели понятия, что ритардер станет такой непростой преградой. СИНХРОН Радик: ошибка стенограммы

    В общей сложности с ритардером не разъехались треть экипажей Юсикаупунки ралли. Кроме уже упомянутых нами Сало и Шаймиева, здесь столкнулись из хорошо знакомых Пулкинен и Вилтунен.

    СИНХРОН Пулккинен: Тииму Пулккинен, объясняя подбитый правый глаз своей машины признался, что приложился к ритардеру, но он так неожиданно возник на нашем пути, прсто сюрприз, правда неприятный.

    Вот такой противоречивой, но событийной оказалась 1-я секция ралли Юусикаупунки. Нескучное начало подразумевало интенсивное развитие. Вторая секция ралли состояла из 2-х СУ, но суммарная их протяженность была выше, чем ДОПов 1-й секции. Кстати, кроме экипажа Шаймиев-Кафаров, выступавших на Пежо 306 Супер 2000 в зачете N-2, команда ТАИФ представила в Юусикаупунки экипаж Цветков-Куприянов. На Ладе Калине они ехали ралли в зачете «трофи». Это можно сказать, новый проект от ТАИФА – ребята 1-й сезон едут ралли как самостоятельный экипаж, хотя у обоих за плечами есть опыт. Так Максим Цветков последние 4 года практиковался штурманом у Радика Шаймиева, а Эдуард Куприянов много пилотировал кроссовые автомобили и даже был участником нескольких ралли-рейдов в составе легендарной команды КАМАЗ-Мастер.

    СИНХРОН Макс: едем нормально, легких трасс не бывает, тренер ставит нам другие задачи.

    Нестандартность ситуации еще и в том, что за рулем Калины в Юсикаупунки ехал Цветков, а на штурманской позиции работал Куприянов. Но это плановые рокировки, объяснил нам позже тренер команды Йонас.

    СИНХРОН Йонас: За рулем штурман и наоборот. Это идея клуба. Развиваем молодежь комплексно.

    СИНХРОН Куприянов: это нормально, школу штурманского мастерства надо пройти.

    Шаймиев-Кафаров основной экипаж команды ТАИФ во второй секции ралли Юсикаупунки заметно оживился. То ли после стресса с ритардером, то л после восстановительного сервиса, а результаты экипажа были выше. К примеру на 4-м ДОПе россияне проиграли лидеру всего 10 секунд. Однако полного взаимопонимания с машиной, по словам пилотов, пока не достигнуто.

    Юха Сало на ДОПах второй секции показал нестабильное время. На 4-м ДОПе он приехал к финишу 27-м, проиграв тем же таифовцам 7 секунд, на 5-м СУ доехал уже с 3-м абсолютным и лучшим групповым результатом.

    СИНХРОН Сало: сложно все таки ехать первым. Гравий настолько скользкий, что создается впечатление, что едешь в дождь. Ну ничего к заключительной секции попробую еще прибавить.

    Кости Катаямяки во второй секции сама стабильность. Пусть опять не выиграл, но дважды 4-е абсолютное время показал. И еще более упрочил свое лидерство в зачете N-2. Странно, но на финише Катаямяки не особо весел.

    СИНХРОН Катаямяки: да все не так хорошо на самом деле, мог ведь лучше проехать, но не срослось. Обидно.

    Вот уже кому действительно стоит расстраиваться, так это Йоуни Аролайнену – он во второй секции слетел с трассы на своем Форде WRC, а ведь был одним из лидеров группы А.

    По ходу второй трети гонки в зачете А-3 определилась группа пилотов, способных конкурировать за победу. Юкка Кетомяки, Арии Виховайнен, Юсси Вялимяки и Юкка Хилтунен, если ничего неожиданного не приключиться поспорят за звание лучшего в Юусикаупунки. Кстати на то, что скользко на трассе после финиша 2-й секции жаловались многие. В частности Юсси Вялимяки выглядит несколько удрученным. Да он не первый, от того и грусть посетила.

    Арии Виховайнен – вот кому, возможно, подфартит выиграть, ведь и во второй секции он здорово проехал, выиграв между прочим 4-й СУ. На пятом экипаж чуть ошибся, но все равно финишировал с 6-м временем, а кадры ошибки штурман еще долго показывал всем желающим. Сам Арии Виховайнен по-фински скромно пообещал побороться за призовое место.

    Что касается зачета N-2 кроме Юхи Сало и Кости Катаямяки за подиум здесь идет борьба с участием Матти Рантанена, Йони Никко, Каолле Пиномяки, Тииму Арминена. Их результаты довольно плотные в рейтинге.

    СИНХРОН Рантанен: всегда улыбающийся Рантанен, кстати на вопрос, а не попробовать ли ему замахнуться на победу? С улыбкой отметил, что пока рано. Он на сегодня достоин места в пределах пятерки лучших группы N-2. Самокритично, не правда, ли?

    По окончании второй секции, похоже шансы растерял Ярко Никара. Но не расстроен совсем.

    СИНХРОН Никара: очень сложно ехать во второй секции, было скользко, я постоянно боялся слететь с трассы, поэтому и проиграл много. А вот Юха и Кости молодцы – они самые достойные из нас.

    Свое мнение о финских дорогах уже после пройденных 6-ти СУ сложил и латыш Айви Эгле.

    СИНХРОН Эгле: таких дорог в Латвии нет

    Таких дорог много где нет, мистер Эгле. От того и манит Финляндия к себе раллистов Европы и не преступна она зачастую для чужестранцев. А с виду ничего особенного – те же грибы в лесах, те же кошки по околицам деревушек бегают, да сарайчики покосившиеся, еще не упавшие наземь. Но дороги – это тема другая. Третья секция - заключительная.

    Исходя из уже оглашенных списков претендентов, в зачетах А-3 и N-2 основная борьба велась девятью пилотами. В А группе ситуация разрядилась как-то полегче. Виховайнен провалил 7-й ДОП и исключил себя из претендентов, так что за первое групповое место боролись до последнего метра только Юкка Хилтунен и Юкка Кетомяки

    Разницы между ними было несколько секунд всего. Так что шансы были равными, до тех пор, пока на последний ДОП Кетомяки не прибыл с опозданием. Штраф 10 секунд теперь значительно усилил позицию Хилтунена. Он и выиграл Юсикаупунки ралли 2008 года. Опередив Кетомяки на 4 секунд. Правда на подиумной церемонии шампанское Хилтунен все же отдал Кетомяки – кому пенализация помешала стать победителем.

    Так что еще раз огласим тройку призеров группы А. 1-й Юкка Хилтунен, 2-й Юкка Кетомяки, 3-й Арии Виховайнен. Третий финиш, кстати помог Виховайнену возглавить групповой рейтинг после 6-ти этапов. Теперь он опережает Вялимяки на очко и в их очком скорее определиться Чемпион на последнем ралли – этапе.

    В зачете N-2, где стартовал российский экипаж из Казани, финишировало 18 машин. Радик Шаймиев, перед гонкой озвучивший задачу – доехать до финиша, после этого самого финиша был неудовлетворенным.

    СИНХРОН Радик: могли бы лучше, но машина не обкатана.

    Довольно напряженной получилась борьба за 3-е подиумное место. Матти Рантанен и Тииму Арминен боролись за него. Оба на Лансерах 9-й эволюции. Финиш третьей секции определил бронзовым все же Матти Рантанена. Обыграл он конкурента на полсекунды!.

    СИНХРОН Рантанен: было очень трудно всю гонку – опять же с улыбкой говорит Рантанен, я и сам не знаю, как так получилось, что я попал в призеры. Что ж, будет повод отпраздновать.

    Юха Сало, как обещал, прибавил в третьей секции, но гандикап, подаренный им сопернику на третьем СУ все же сыграл свою роль 3,7 секунды, столько проиграл Сало в итоге.

    СИНХРОН Сало: 2-е место неплохой результат вобщем то, но если бы я не попал в переделку, сегодня утром, был бы возможно 1-м. Что ж, бывает.

    Кости Катаямяки. Да Юсикаупунки ралли он ни разу в этом сезоне не побеждал на этапах чемпионата Ии вот она, долгожданная победа. Справедливости ради отметим, что ехал то Катаямяки быстро и в отличие от Сало больших ошибок не совершил, так что все справедливо.

    СИНХРОН Катаямяки после финиша говорил – мы, если честно, по ходу гонки то и дело сталкивались с проблемами, но мы все таки первые – знаменательный день для меня.

    Итак, в группе N-2 тройка призеров Юсикаупунки ралли такова: 1-й Кости Катаямяки, 2-й Юха сало, 3-й Матти Рантанен. Росно как и в А группе перед последним этапом здесь произошла смена лидера – теперь. Кости Катаямяки на очко опережает Юху Сало, а значит, последний этап Чемпионата подарит захватывающую интригу. Все подробности как всегда узнаете в нашей программе.

    BAER(c)2008

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4